1. Существовало ли классовое разделение на (бедных и богатых) в традиционном кочевом обществе?
2. В чем причина растущего интереса русских исследователей к кочевому казахскому обществу в XVIII–XIX веках?
3. «Кочевники занимались только скотоводством, не производили собственных земледельческих продуктов». Вы согласны с этим мнением?
4. В каких областях Казахстана в настоящее время развивается земледелие?
5. Какую роль играли состоятельные кочевники в казахском обществе?
Речной транспорт был более удобным, дешевым и безопасным. Причем в средневековье использовались не только крупные реки, но и маленькие речки и даже речушки, по нашим теперешним представлениям совершенно не судоходные. Транспортировка грузов велась в баржах и на других суднах самого разного размера, вплоть до простых лодок; их тянули впряженные в бечеву лошади. Иногда судна достигали и больших размеров; такими были, например, рейнские и мозельские лихтеры для перевозки австрийской руды грузоподъемностью в несколько сот тонн. Речная сеть охватывала всю территорию Европы, но переход из бассейна одной крупной реки в другую представлял большие трудности, для преодоления этого уже с XI в. стали строить каналы.
Морской транспорт был наиболее дешевым. По подсчетам некоторых современных исследователей, транспортировка тканей по морю обходилась всего в 2% от стоимости груза, по суше же — в 15-20%. Конечно, перевоз более громоздких и дешевых товаров обходился дороже (зерна, например, в 15%, квасцов в 33%), но все равно он был более выгоден, чем сухопутный вариант, при котором нередко накладные расходы в полтора раза превышали первоначальную стоимость товара.