1. Тридцатилетняя война в Европе. • Основные участники (страны – участники) • Главные причины Итоги и результаты/ Как изменилась карта Европы в результате Вестфальского мира/ о
Всудьбе учреждения, которого послужила предметом предлагаемого опыта, изучающий встречает много неясного, много неразрешимых пока вопросов; но и в том, что доступно изучению, в чем можно отдать полный отчет, остается много любопытного, живейший научный интерес. этим, с одной стороны, объясняются недостатки предлагаемого исследования, с другой - оправдывается решимость автора предпринять его, невзирая на встречаемые исследователем затруднения. с x и до xviii в. боярская дума стояла во главе администрации, была маховым колесом, приводившим в движение весь правительственный механизм; она же большею частью и создавала этот механизм, законодательствовала, регулировала все отношения, давала ответы на вопросы, обращенные к правительству. в период наиболее напряженной своей деятельности, с половины xv и до конца xvii в., это учреждение было творцом сложного и во многих отношениях величественного государственного порядка, установившегося на огромном пространстве московской руси, того порядка, который только и сделал возможными смелые внешние и внутренние предприятия петра, дал необходимые для того средства, людей и самые идеи: даже идеи петра, по крайней мере основные, наиболее плодотворные его идеи, выросли из московского государственного порядка и достались петру по наследству от предшественников вместе с выдержанным, удивительно дисциплинированным политически обществом, руками и средствами которого пользовался преобразователь. но эта правительственная пружина, все приводившая в движение, сама оставалась невидимкой для тех, кто двигался по ее указаниям. боярская дума редко становилась - при московских государях не становилась никогда прямо - перед обществом, которым она : ее закрывали от этого общества, с одной стороны, ее верховный председатель, князь-государь, с другой - ее докладчик и протоколист, дьяк. общество видело и слушало государя, мало зная его советников; к нему обращалось оно со своими запросами, его именем и авторитетом покрывались законодательные ответы, внушенные его советниками; приговоры думы, законы доходили до , как их формулировал думный дьяк и как подчиненное думе ведомство прилагало их к частным лицам или к отдельным случаям. отсюда трудность уловить правительственную деятельность думы. по существу своему она была законодательным учреждением, устанавливала общие правила, постоянные нормы; но перед нами только практические результаты ее законодательной работы: мы видим эти нормы, насколько они удавались в действительных отношениях жизни, в большинстве случаев знаем эти правила, насколько они отражались в указах, инструкциях, в отдельных актах подчиненных думе учреждений.
Изменения в правовом положении населения.Империя в период принципата унаследовала в основном социальную структуру республиканской эпохи. От прежнего времени сохранились два высших сословия – сенаторское и всадническое. Имущественный ценз для представителей обоих сословий был повышен: для сенаторов – более 1 млн сестерциев, для всадников – от 400 тыс. до миллиона. Принадлежность к определенному сословию стала передаваться по наследству. Как и прежде, из сенаторского сословия в основном рекрутировался состав сената и производилось наполнение республиканских магистратур. Сословие же всадников стало поставлять кадры для императорской администрации как в столице, так и в провинциях. В дальнейшем сенаторское сословие превращается в сословие высшей общеимперской бюрократии. В это сословие входили те, кто в силу своего высокого должностного положения носил звание clarissimus («светлейший»). Такое звание передавалось по наследству, но могло быть и императором. Члены высшего сословия не подлежали местной юрисдикции и не несли местных повинностей, но должны были платить специальные подати и выполнять особые повинности в пользу монарха.
В период принципата начали оформляться другие сословия, более низкого уровня, которых не было в эпоху республики. Высшие слои городского населения образовали сословие декурионов (или куриалов). К нему принадлежали в основном крупные и средние землевладельцы, располагавшие имениями в городской округе и участвовавшие в муниципальном управлении. В эпоху домината представители высшего сословия городов были прикреплены к куриям (городским советам). Они отвечали за правильное поступление налоговых сборов и содержание городского хозяйства. Недоимки по сбору налогов они должны были восполнять за свой счет. Эти обязанности были для куриалов обременительны, что приводило к частым их побегам от курий. Ниже куриалов располагались плебеи, лица, которые были лишены телесной неприкосновенности: они могли быть подвергнуты пыткам, телесным наказаниям, сосланы на рудники. Для поздней Империи было также характерно прикрепление лиц к профессиям, например, военных, ремесленников и т.д. Принадлежность к профессии передавалась по наследству.
Изменения в правовом положении населения.Империя в период принципата унаследовала в основном социальную структуру республиканской эпохи. От прежнего времени сохранились два высших сословия – сенаторское и всадническое. Имущественный ценз для представителей обоих сословий был повышен: для сенаторов – более 1 млн сестерциев, для всадников – от 400 тыс. до миллиона. Принадлежность к определенному сословию стала передаваться по наследству. Как и прежде, из сенаторского сословия в основном рекрутировался состав сената и производилось наполнение республиканских магистратур. Сословие же всадников стало поставлять кадры для императорской администрации как в столице, так и в провинциях. В дальнейшем сенаторское сословие превращается в сословие высшей общеимперской бюрократии. В это сословие входили те, кто в силу своего высокого должностного положения носил звание clarissimus («светлейший»). Такое звание передавалось по наследству, но могло быть и императором. Члены высшего сословия не подлежали местной юрисдикции и не несли местных повинностей, но должны были платить специальные подати и выполнять особые повинности в пользу монарха.
В период принципата начали оформляться другие сословия, более низкого уровня, которых не было в эпоху республики. Высшие слои городского населения образовали сословие декурионов (или куриалов). К нему принадлежали в основном крупные и средние землевладельцы, располагавшие имениями в городской округе и участвовавшие в муниципальном управлении. В эпоху домината представители высшего сословия городов были прикреплены к куриям (городским советам). Они отвечали за правильное поступление налоговых сборов и содержание городского хозяйства. Недоимки по сбору налогов они должны были восполнять за свой счет. Эти обязанности были для куриалов обременительны, что приводило к частым их побегам от курий. Ниже куриалов располагались плебеи, лица, которые были лишены телесной неприкосновенности: они могли быть подвергнуты пыткам, телесным наказаниям, сосланы на рудники. Для поздней Империи было также характерно прикрепление лиц к профессиям, например, военных, ремесленников и т.д. Принадлежность к профессии передавалась по наследству.
Объяснение: