1. Укажите частицу. А) только Б) также В) вследствие Г) если
2. Укажите формообразующую частицу. А) ведь Б) только В) бы Г) разве
3. В каком предложении выделенное слово является формообразующей частицей?
А) Приходилось много заниматься, ДА и в отряде хватало работы.(Рыбаков А.)
Б) В доме тишина. Только тикают стенные часы ДА жужжит муха на окне.(Рыбаков А.)
В) Слышно было лишь дыхание людей ДА успокоительно-мерное тиканье приборов. (Платов Л.)
Г) От звезды до звезды, от весны до весны ДА не грянет беды – ДА не будет войны! (Башунов В.)
4. Укажите модальную частицу, выражающую усиление.
А) что за Б) а вон В) вряд ли Г) всё-таки
5. Укажите модальную частицу, выражающую сомнение.
А) ли Б) едва ли В) что за Г) не
6. Укажите модальную частицу, выражающую выделение, ограничение.
А)только Б) вот В) ли Г) как
7. Найдите указательную частицу.
А) лишь Б) уж В) это Г) почти
8. В каком предложении нет частицы?
А) Если Генка не знает, пусть не говорит. (Рыбаков А.)
Б) Клуб состоял из одного только зрительного зала. (Рыбаков А.)
В) В марте 1945 года почти вся бригада торпедных катеров сосредоточилась в районе Клайпеды. (Платов Л.)
Г) Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. (Грин А.)
9. Укажите частицу. А) тоже Б) ни В) когда Г) несмотря на
10. Укажите формообразующую частицу. А) не Б) пусть В) ведь Г) только
11. Укажите модальную частицу. А) бы Б) давай В) ни Г) лишь
12. Укажите отрицательную частицу. А) именно Б) -ка В) не Г) да
13. Укажите ряд, в котором все слова являются модальными частицами.
А) ли, неужели, бы Б) же, исключительно, и В) не, разве, вон Г) почти, б, даже
14. Укажите ряд, в котором все слова являются усилительными частицами.
А) -таки, ни, что за Б) даже, едва ли, отнюдь не В) же, ведь, уж Г) как, и, только
15. Укажите ряд, в котором все слова являются указательными частицами.
А) вот, вон, это Б) что за, ну и, как В) неужели, разве, ли (ль) Г) именно, как раз, прямо
16. Укажите ряд, в котором все слова являются во частицами.
А) почти, единственно, -то Б) прямо, точно, точь-в-точь В) неужели, разве, ли (ль)
Г) только, лишь, едва ли
17. Укажите ряд, в котором все слова являются восклицательными частицами.
А) уж, всё-таки, ну Б) что за, ну и, как В) почти, единственно, -то Г) же, ни, ведь
18. Укажите ряд слов, в котором все частицы служат для образования формы повелительного наклонения глагола.
А) да, пускай, давай Б) –ка, бы, пусть В) не, бывало, мол Г) дескать, неужели, давайте
19. Укажите предложение с усилительной частицей.
А) Нет, я бы не утешился с этою долею. (Толстой А.) Б) Да не будет ни одной незасеянной полосы! (Маяковский В.) В) Разве вам у меня не весело? (Тургенев И.)
Г) Как подняла, братец ты мой, визг, как заорала, так будь ты трижды неладна. (Чехов А.)
20. Укажите предложение с во частицей.
А) Что за фамильярность! (Островский А.) Б) А ну, Чубатый, давай поври там ещё чего-нибудь. (Пантелеев Л.) В) Неужели вы так и не припомните, где мы встречались? (Паустовский К.)
Г) Не трогаю я вас, вы и оставьте меня. (Толстой Л.)
21. Укажите предложение с формообразующей частицей.
А) Никогда ему не хотелось быть впереди. (Устинова Т.) Б) Нет, флагами на баррикадах пусть размахивают дураки. (Устинова Т.) В) За две недели не упало ни капли дождя. (Толстой А.)
Г) Но я не мог не смотреть на Анфису. (Паустовский К.)
22. Укажите предложение, в котором нет отрицательной частицы.
А) Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах. (Катаев В.) Б) Неужели уж я своей персоной так-таки и не представляю никакого интереса? (Мамин-Сибиряк Д.) В) Они не договаривались о том, что приедет именно эта машина! (Устинова Т.) Г) Было очень тихо, только где-то монотонно капала вода. (Устинова Т.)
23. Укажите предложение с усилительной частицей.
1) внешняя политика
• интервенция (потому что это неуважение суверенности границ государства)
• уния (союз монархий)
• гости (гостем раньше называли иностранного купца)
2) внутриполитическое развитие:
• главный трибунал (высший апелляционный суд в разных странах)
• показачивание портич (портичи – были неумехи или те, кто работал вне цеха – наверное они становились казаками)
• федерация (форма территориально-административного устройства)
• народность (населяет государство или разные народности населяют разные части государства)
• посольская изба (вторая палата сейма)
• генриховы артикулы (это документ об ограничении власти короля в польше)
• волока (как вид транспорта)
• крепостное право (это юридическая норма и не одна)
3) развитие:
• подымное (потому что это налог, который взимался с каждого жилья)
• волока (единица налогового обложения в великом княжестве литовском + это единица измерения площади)
4) религиозные процессы
• коллегиум (потому что это закрытое образовательное учреждение, который относят к иезуитским традициям)
• униатство (восточнокатолические церкви)
• контрреформация (если реформация – это обмирщание культуры, то контрреформа – наоборот)
• уния (также может быть и религиозным союзом)
• реформация (я уже сказала, культура, наука, государственное становятся светскими, церковь отделяется от государства)
5) развитие в культуре:
• барокко (это стиль в культуре)
• сарматизм (это идеология шляхты, и из-за шляхты может отнести это к внутриполитическим процессам, но это идеология прежде всего)
• волока (как инструмент, а инструмент – достояние культуры)
самое большое, самое древнее и самое знаменитое сооружение новгородского кремля – это софийский собор. его воздвигли в 1045–1052 гг. по повелению сына ярослава мудрого князя владимира, и он в общих чертах повторял планировочную схему построенного за несколько лет до этого софийского собора в киеве. новгородский софийский собор считают одним из самых памятников зодчества. это был пятикупольный храм высотой под 40 м. фресками его интерьер был расписан уже в xii в. за свою многовековую софийский собор много раз подвергали перестройкам и реставрациям, несколько видоизменившим его первоначальный облик. к сожалению, при этом была почти полностью утрачена первоначальная роспись его стен и куполов. пострадал он и в годы великой отечественной войны.