1. В Италии в отличие от Греции:
1) Редко выпадали дожди
2) Земля была неплодородной
3) Были невысокие пологие горы
4) Земля плодородная
2. Рим стал хозяином всего Средиземноморья после:
1) Завоевания Египта
2) Изгнания Тарквиния Гордого
3) Окончания войны с царем Пирром
4) Окончания Второй войны Рима с Карфагеном
3. В Римском государстве в IV в. до н.э.:
1) Императоры обладали неограниченной властью
2) Народное собрание было высшим органом власти
3) За исполнение государственных должностей платили
4) Сенат в своих действиях отчитывался перед Народным собранием
4. В Римской республике правом вето обладали:
1) Сенаторы
2) Императоры
3) Консулы
4) Народные трибуны
5. Римлянин Варрон называл рабов «говорящими орудиями труда», потому что римляне:
1) Относились к рабам как к вещи
2) Уважительно относились к рабам
3) Заставляли рабов петь во время работы
4) Отказались от использования плугов мотыг и лопат
6. Причина принятия земельного закона братьев Гракхов:
1) уход плебеев из Рима
2) поражение Рима в войне с Карфагеном
3) ослабление военного могущества Рима
4) нехватка рабов в Риме и их высокая стоимость
7. С какими событиями связаны даты 509 г. до н.э., 49 г. до н.э.?
1) С военными победами римлян
2) С проведением Олимпийских игр
3) С созданием памятников культуры
4) С изменениями государственного устройства
8. Порядок управления, при котором государством управляют выбранные на определенный срок должностные лица, называется:
1) Империя
2) Провинция
3) Держава
4) Республика
9. Изменение отношения римских властей к христианству в IVв. н.э. было связано с:
1) Гибелью Иисуса Христа
2) Призывами христиан к восстанию
3) Приходом к власти императора Нерона
4) Призывом христианской церкви быть покорным властям
10. Кого из римских императоров называли «актером на императорском троне»?
1) Цезаря
2) Октавиана Августа
3) Константина
4) Нерона
11. Прочтите отрывок из документа и укажите событие, о котором идет речь.
Голос застревает в моем горле, и пока я диктую, рыдания прерывают мое изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен; более того, голод предшествовал мечу, и только немногие из горожан уцелели, чтобы стать пленниками.
1) Разрушение римлянами Карфагена
2) Взятие Рима Ганнибалом
3) Взятие Рима Аларихом
4) Осада галлами Рима
12. Архитектурным памятником Древнего Рима является:
1) Парфенон
2) Колонна Траяна
3) Фаросский маяк
4) Пирамида Хеопса
13. Установите соответствие между высказыванием и его автором. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Высказывание Автор
А) «Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем зря рисковать своей жизнью» Б) «Жребий брошен!» В) «Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!» 1) Спартак 2) Ромул 3) Тиберий Гракх 4) Цезарь
14. Какие термины служат для обозначения зависимого населения в Римском государстве? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) Колоны
2) Апостолы
3) «Рабы с хижинами»
4) Патриции
5) Легионеры
15. Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите правильный ответ в виде последовательности букв.
А) битва при Каннах
Б) восстание Спартака
В) возникновение города Рима
Г) перенос столицы Римского государства в Константинополь
-экономический кризис ( плохая погода три года подряд уничтожала урожай - начался голод 1601- 1603 годов);
-династический кризис ( прекращение династии Рюриковичей : гибель сыновей Иоанна Грозного );
-кризис власти ( борьба бояр за власть );
-социальный кризис ( неудовлетворённость своим положением среди всех соц.групп : указы о "заповедных летах" ( 1581 год ) , "урочные лета" (1597 год) - пятилетний сыск беглых крепостных крестьян ) ;
-расширение сфер влияния методом войны государств Польши и Швеции ;
События :
16 окт. 1604 года к Лжедмитрию Первому ( Григорий Богданович Отрепьев ) примкнули "обиженные" слои населения ( разорённые дворяне и казаки ); после смерти Б. Годунова , венчается на царство ( 27 июня 1605 года ). Враждующие боярские группировки примирились, 8 мая 1606 Лжедмитрий женится на Марине Мнишек , и вскоре 17 мая в результате восстания он погибает. М.Мнишек и её отца арестовывают.
Далее на престол взошёл Василий Шуйский ( 19 мая 1606 года ) ; объявил "крестоцеловательную запись" ( всё будет решаться только при боярского суда ) ; июль 1606 - восстание И.И Болотникова - неудачи ;
Июнь 1607 - вторжение Лжедмитрия Второго ( польская интервенция ); 10 окт. 1607 - войска Болотникова разбиты , остатки ушли к Лжедмитрию. В 1608 году в селе Тушино создан лагерь ( отсюда прозвище "Тушинский вор" ) , а летом 1609 года разгром тушинцев под Тверью. 19 дек 1609 года Лжедмитрий сбежал в Калугу .
Событий будет ещё много , закончится тем , что Земский собор изберёт Михаила Федоровича на престол - новая династия.
Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII - XVIII вв. Главными идеями Просвещения были:
- Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.
- Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.
- Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.
- Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.
- Осуждение политической тирании.
- Идея просвещенного абсолютизма - правители стран должны заботиться о развитии науки и образования среди населения («союз королей и философии»)
Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре литературных произведений, написанных просветителями - образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.
Выдающиеся представители Просвещения в литературе: Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов, Григорий2 Сковорода.
К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.