1 Выбиваются из логического ряда следующие народы эпохи темных веков:
а) вестготы; б) нибеллунги; в) остготы; г) вандалы.
2 Средневековое государство, где на протяжении большей части эпохи
феодальной раздробленности сохранялась сильная централизованная
власть во главе с королем:
а) Франция; б) Англия; в) Германия; г) Польша.
3 Примером классического феодализма в Европе принято считать:
а) Францию; б) Англию; в) Русь; г) Испанию.
4 Темные века в Европе получили свое название потому, что:
а) в эту эпоху происходило резкое похолодание климата, сопровождавшееся
уменьшением продолжительности светового дня;
б) от данного времени сохранилось мало письменных источников;
в) античный мир вступил в позднюю стадию своего развития;
г) началось завоевание арабами Испании.
5 Набольшие завоевания были сделаны арабами в правление династии:
а) Аббасидов; б) Танов; в) Омейядов; г) хорезмшахов.
6 Расцвет Китая в средние века приходится на правление династии:
а) Тан; б) Мин; в) Юань; г) Цин.
7 Государство Европы, первым вступившее в конце средневековья на
путь буржуазного развития:
а) Россия; б) Голландия; г) Англия; д) Германия.
8 Страна, чьи корабли в период Великих географических открытий XV
– XVII вв. первыми достигли Тихого океана.
а) Испания; б) Португалия; в) Нидерланды; г) Россия.
9 Главный противник Англии в Европе в эпоху Реформации:
а) Ирландия; б) Франция; в) Испания; г) Шотландия.
10 Государство турок-османов превратилось в империю после того как,
его султанами был захвачен.
а) Египет; б) Иран; в) Константинополь; г) о. Кипр.
Во второй половине 19 века США продолжали укреплять свои позиции в Латинской Америке. Их поднимавшаяся как на дрожжах экономика требовала новых рынков и новых источников сырья, и правительство США, удовлетворяя этот главный национальный запрос, подчиняло латиноамериканские страны «кнутом и пряником». Американская экспансия была, как и прежде, сдобрена демократической риторикой: в конце 19 века выдвигается доктрина пан-американизма, согласно которой все страны Америки были объединены судьбой для воплощения великих принципов национальной независимости и народного сувернитета.
Под знаменем панамериканизма стали проводиться общеамериканские конференции для выработки основ континентальной политики. Однако эти конференции обнаружили, что латиноамериканские страны плохо верят в искренность благородных замыслов США.
Национальный интерес США заключался и в пресечении попыток европейских государств оспаривать лидерство США на американском континенте. В конце 19 века США твердо восприпятствовали попытке Великобритании пересмотреть в ущерб интересам США границу между Венесуэлой и Британской Гвианой. В 1898 году США решительно вмешались в конфликт между Испанией и Кубой, попытавшись разрешить его в собственных интересах. Между США и Испанией началась война, закончившаяся в том же 1898 году победой США. Победитель, однако, не предоставил после этого Кубе возможность самой распорядиться своей судьбой.
В начале 20 века США закрепили за собой право на строительство и владение важнейшим стратегическим и экономическим объектом Америки – каналом, соединявшим Атлантический и Тихий океаны. Первоначально канал начали строить французы, но затем они уступили свои права американцам.
В начале 20 века США господствовали в Латинской Америке и политически, и экономически. Американские корпорации контролировали львиную долю финансов, промышленности, сельского хозяйства латиноамериканских стран. Но возможности и запросы американского капитала уже не могли быть удовлетворены одним американским континентом. Он устремлял взоры к другим территориям, главной среди которых оказалась Азия.
В конце 19- начале 20 века США сумели отнять у Испании Филиппины, которые стали их форпостом на Тихом океане, обеспечившим возможность проникновения на азиатский континент. В то же время США приступили к активному строительству военно-морского флота, без которого невозможно было соперничать с ведущими европейскими государствами, давно обосновавшимися в Азии.
На протяжении двух с половиной лет после начала первой мировой войны США соблюдали нейтралитет, но весной 1917 года вступили в нее на стороне Антанты. Их участие в боевых операциях и военные потери были минимальными, зато США оказали огромную материальную поддержку странам Антанты. Война дальнейшему ускоренному подъему американской экономики и превращению США в главного мирового кредитора.
В период войны обнаружилось характерное для всех военных эпох стремление правительства подчинить все социальные классы и слои единому общенациональному интересу, как его понимало правительство.
После вступления США в 1917 году в войну на стороне антигерманской коалиции правительство Вильсона использовало три главных средства, чтобы подавить тех, кто так или иначе занимал антивоенную позицию или оказывался в оппозиции мобилизационным усилиям государства.
Во-первых правительство подавляло забастовки, причем с особой решительностью те, которые выдвигали политические требования. Сокрушительные удары были нанесены по радикальному профсобзному объединению «Индустриальные рабочие мира». Многие его руководители оказывались за решеткой.
Во-вторых на основе указов военного времени оно высылало из страны тех иностранцев и иммигрантов, которые обвинялись в саботаже политики правительства, военной промышленности, в революционных и радикальных призывах.
В-третьих, действуя на основании законов о шпионаже и измене, принятых в годы войны, правительство подвергло репрессиям лиц, которые сопротивлялись его мобилизационным мероприятиям или наносили оскорбления государству, конституции, флагу, вооруженным силам США.
В военный и послевоенный периоды реформаторский курс правительства был свергнут. Либеральная политическая эпоха уступила место консервативной, и это в целом соответствовало изменениям в умонастроениях большинства американцев: после тяжких военных лет, в атмосфере подъема революционности и радикализма во всем мире, в том числе и в США, не тольки верхи, но и средний класс хотели спокойствия и порядка. В 1920-х годах избиратели отдали предпочтение на общенациональных выборах Республиканской партии. Президентский пост в течение 12 лет занимали три ее консервативных лидера – Гардинг (1921-1923), Кулидж (1923-1929) и Гувер (1929-1933).
Два этапа развития культуры
Следует отметить, что в культуре 13-15 веков четко прослеживается 2 этапа, и рубежом стала куликовская битва. Для первого этапа характерна стагнация и падение после разорительного нашествия татаро-монгольского ига. Характерные черты: падение ремесла, прекращение каменного строительства. Монголо-татары разрушили многие архитектурные памятники, в пожарах сгорело много памятников литературы. После куликовской битвы начался динамичный подъем. Прослеживается слияние местных художественных школ и общерусской культурой.
Устное народное творчество
В период борьбы с монголо-татарскими завоевателями переживало подъем устное народное творчество. Новые легенды как сказание о невидимом граде Китеже – это легенда о городе, ушедшем на дно озера вместе с храбрыми защитниками, которые не сдались завоевателями. Это произведение призывало всех на борьбу с золотоордынцами. Складывается жанр историческо-поэтических песен. К их число относится «Песня о Щелкане Дуденьтьевиче», которая рассказывает о тверском восстании 1327 года. Этот период также считается расцветом былинного творчества. Народное творчество обращается к былинным сказания киевского цикла, где яркими красками описывается битвы с врагами древней Руси, славятся ратные подвиг народа, что придавало русским людям новые силы для борьбы с врагом.
Летописание
Благодаря хозяйственному подъему все больше развитие получает летописание. С 14 века начинается использование бумаги вместо дорого пергамента. С 1325 года летописные записи стали вестись и в Москве, а уже в 1408 году был составлен первый общерусский летописный свод Троицкая летопись которая погибла в пожаре 812 года. В основе Троицкой летописи лежит идея общерусского единства и исторической роли Москвы в государственном объединения русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира. Интерес к всемирной истории и стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление Хронографов – сочинений по всемирной истории.
Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.
Исторические повести
Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести.
Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата).
Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей, например, «Сказание о Мамаевом побоище» или «Задонщина» Софония Рязанца.
«Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.
Архитектура
Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 годы. Был возведен Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор Московского кремля.
Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры.
Успенский собор Московского Кремля
Живопись
Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи.В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.
Наиболее известным произведение Феофана Грека является Донская икона Божьей матери.
Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.
Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества.
"Троица" Андрея Рублева
В культуре 13-15 века формируются новые черты, но одновременно в ней сохранились и черты искусства Киевской Руси.