17. какое место у горцев самое почётное: а) напротив хозяина, б) рядом с хозяином, в) напротив окна, г) напротив двери. 18. отдельно от других построек при каждой сакле у располагалась: а) мужская половина, б) женская половина, в) детская, г) кунацкая. 19. прийдя к родителям девушки, сваты заводили иносказательный разговор: а) у вас тёлочка продаётся, б) у вас овечка продаётся, в) у вас индейка продаётся, г) у вас козочка продаётся. 20. кого адыги называют «тамада»: а) главу семейной общины, б) главу сельской общины, в) главу администрации, г) главу застолья? 21. кого адыги называют «гуаша»: а) старшую женщину, мать, б) старшую из невесток, в) старшую из дочерей, г) нартовскую шатану? 22. расположите слова в правильной последовательности: от меньшего к наивысшему органу : а) сельский ныхас, б) фамильных ныхас, в) стыр ныхас, г) ныхас гражданской общины. 23. как у дигорцев назывался глава общины – ответственное лицо для исполнения решений ныхаса: а) уоли; б) бадели; в) кумаяг; г) хехез? 24. как называлось место, где род царазона проводил свой ныхас: а) зилахар; б) сидан; в) быдыр; г) поляна? 25. как называется народное собрание, являвшееся не только органом , но и незаменимой школой нравственности, красноречия, хороших манер, хозяйственного и политического опыта: а) тархон; б) ныхас; в) вече; г) дума? 26. как называется осетинский суд, работавший по правилам, установленным народным обычаем: а) суд присяжных, б) боярский суд, в) ныхас, г) тархон? 27. назовите условия (обязательные), включаемые в приговор судьями, при объявлении своего решения: а) клятва в святилище или на могилах предков, б) торжественная клятва на ныхасе, в) поручительство старейшин, г) примирительное угощение, д) исправительный срок. 28. назовите виды судебных поединков, назначаемых по требованию родственников убитого: а) скачки, б) борьба сильнейших, с завязанными руками, в) дуэль на кинжалах, с завязанными глазами, г) убийцу ставили под выстрел, д) ходьба по канату над пропастью. 29. судьи из какой местности пользовались самым большим почетом: а) нар, б) куртат, в) дагом, г) дигора? 30. решения суда ныхаса признавались законными, только в случае участия в их обсуждении представителей: а) трех колен гражданской общины, б) четырех знатных родов, в) пяти уважаемых старейшин, г) двух мужчин и двух женщин? 31. назовите сословия кабардинцев на рубеже xv–xviii вв. по убывающей: а) унауты, б) оги, в) тлхокотли, г) лагунапыты. 32. как назывались осетинские аристократы, бывшие воспитателями малолетних кабардинских князей и дворян: а) аталыки, б) кунаки, в) уазданы, г) родственники? 33. назовите (перечислите) сословия на рубеже xv–xviii вв. по убывающей: а) киракиши, б) казаки, в) таубии, г) чагары.
крымское ханство в 1600 г. столица кырк-ер (1441 — 1490-е)
салачик (1490-е — 1532)
бахчисарай (1532—1783) язык(и) крымскотатарский
османский (в xvii-xviii вв.) религия ислам площадь 52 200 км² форма правления сословно-представительная монархия династия гиреи
кры́мское ха́нство (крым. qırım hanlığı, قريم خانلغى) — государство крымских татар, существовавшее с 1441 по 1783 годы. самоназвание — крымский юрт (крым. qırım yurtu, قريم يورتى). помимо степной и предгорной части собственно крыма занимало земли между дунаем и днепром, приазовье и большую часть современного краснодарского края россии. в 1478 году после османской военной экспедиции в крым крымское ханство попало в вассальную зависимость от османской империи. после -турецкой войны 1768—1774 годов по условиям кючук-кайнарджийского мира 1774 года крым стал независимым государством под протекторатом российской империи, при этом признавалась духовная власть султана как главы мусульман (халифа) над крымскими татарами. в 1783 году крымское ханство было аннексировано российской империей. аннексия была признана османской империей после -турецкой войны 1787—1791 годов.
прежде всего, кальвинистская церковь является протестантской. для нее характерны умеренность, трудолюбие и общинность, четкое почитание и следование проповедям наставников.
очевидно, что устройство кальвинистской церкви было гибким: его легко было приспособить как к условиям города-коммуны вроде женевы, так и к порядкам, установленным в обширных и сильных королевствах вроде французского. столь же гибкими были и политические взгляды кальвина. он признавал за подданными право на свержение тирана, смену правителя на троне, но лишь при одном условии: следовало убедиться в том, что дурной правитель нарушает законы не только человеческие, но и божеские, мешает верующим найти свой путь к богу. эти мысли кальвина привлекли на его сторону часть дворян, недовольных усилением королевской власти во многих европейских странах xvi-xvii вв.
наконец, кальвин произвёл значительные изменения в богословских взглядах реформа-торов. он попытался разрешить проблему, волновавшую умы христианских мыслителей на протя-жении уже тысячи лет: свободен ли человек в выборе своего жизненного пути, или его судьба (в том числе и посмертная) заранее предопределена богом. кальвин утверждал, что предопределение существует, но человек не должен безвольно ожидать свершения своей судьбы - напротив, он должен идти ей навстречу, быть деятельным, активным, быть тружеником. в течение жизни человек должен выявить все заложенные в него богом способности и возможности - в этом и заключается его главное служение богу, в этом выражается его вера.
вместе с тем кальвин требовал от своих сторонников умеренности в трате денег на еду, одежду, убранство домов. было резко уменьшено количество праздничных дней в году: женевский проповедник считал, что человек зарабатывает и копит деньги не для того, чтобы бездумно развлекаться. большие состояния бог дарует только тем, кто служит ему своим трудом, кто копит не для себя, а для обретения царствия небесного. строгости кальвина не понравились весёлым женевцам, и однажды его даже изгнали из города на несколько лет. но буржуазия богатых городов, сначала швейцарских, а потом - и , французских, голланд-ских, смогла оценить идеалы труда, накопления и бережливости, заложенные в учении кальвина.
все эти достоинства кальвинизма способствовали его широкому распространению в европе