(1
был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился
этому торговому пути. Из Центральной Азии ВЫВОЗИЛИСЬ
D),весьма
ценимые в Китае и пополнявшими кавалерийские подразделения, военное снаряжение,
(3
D) и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры
и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты арбузы и персики, курдючные овцы и
охотничьи собаки, леопарды
Из Китая
караваны везли (4
металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, (5
рис. B
дорожных мешках купцов
было найти
бивни, (6
рога,
черепаховые панцирн, пряности и многое другое.
Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии Экономических и культурных
связей народов Передней Азии. Кавказа, (7
и Китая, он, например, служил
проводником рас и инноваций, в том числе в (9
(танцы,
музыка, изобразительное искусство, архитектура). (10
(христианство, буддизм.
ислам, манихейство), (11
(само производство шёлка, а также пороха, бумаги и т.
п.).
H
МОЖНО
Слоновые
уу
туу
Однако ещё Карамзин отметил, что татаро-монгольское иго сыграло важнейшую роль в эволюции русской государственности. Помимо этого он также указал на Орду как на очевидную причину возвышения Московского княжества. Вслед за ним Ключевский также полагал, что Орда предотвратила изнурительные, братоубийственные междоусобные войны на Руси. «Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались Московская государственность и русское самодержавие: школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование» [17]. Сторонники идеологии евразийства (Г. В. Вернадский, П. Н. Савицкий и др) , не отрицая крайней жестокости монгольского господства, переосмыслили его последствия в позитивном ключе. Они высоко ценили религиозную терпимость монголов, противопоставляя её католической агрессии Запада. Монгольскую империю они рассматривали как геополитическую предшественницу Российской империи. Позднее схожие взгляды, только в более радикальном варианте, развивал Л. Н. Гумилев. По его мнению, упадок Руси начался раньше и был связан с внутренними причинами, а взаимодействие Орды и Руси было выгодным политическим союзом, прежде всего, для Руси. Он считал, что отношения Руси и Орды следует называть «симбиозом» .
Исследователи отмечают на Руси в период ига упадок строительства из камня и исчезновение сложных ремесел, таких как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя»
1. Крестьянский гнет и высокие налоги, тормозивший развитие аграрного сектора.
2. Зарождение капиталистических отношений посредством перевода крестьян на оброк и заработки.
3. Старые крепостные – новые мануфактурные предприниматели.
4. Развитие торгово-денежных отношений из-за промышленного прогресса.
5. Увеличение количества мануфактур в России до лидирующих позиций государства.
6. Расширение внутреннего рынка.
7. Отсутствие баланса экспорт-импорт; перевес в пользу экспорта.
8. Упадок феодальных отношений.
9. Обратное закрепощение крестьян из-за неэффективной внешней политики.