2. Используя исторические знания и информацию из исторического источника, выполните задания. Переход от однопартийной системы к многопартийной — один из важнейших итогое эволюции казахстанского общества после 1985 года. Формированию многопартийности в Казахстане предшествовали этапы развития политизированного самодельного движениясамодеятельного движения. Легализация принципов многопартийности расширила зону регулярного диалога лежду представителями всех политических партий и движений, их взаимоотношений с властными структурами общества. Кроме того, многопартийность создает условия политического плюрализма. 1) Определите причину необходимости многопартийной системы для государства и сделайте вывод 2) Укажите 6 действующих политических партий современного Казахстана
1. Продолжительность: 1773-1775 гг.
2. Причины:
- ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике;
- рост государственных налогов и владельческих повинностей;
- усиление личной зависимости крестьян от помещиков, рост произвола помещиков;
- притеснение народов Поволжья и Приамурья;
- тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах.
3. Цели восставших:
- уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов;
- ликвидация помещичьего землевладения и дворянского сословия;
- объявление всех участников восстания свободными;
- равенство всех народов и вер;
- утверждение власти "народного царя Петра Третьего", которым представился Пугачев.
4. Состав участников: яицкие казаки (инициаторы восстания); крестьяне, работные люди, народы Поволжья и Урала (башкиры, татары, калмыки и др.).
5. Территория восстания: от южного Зауралья до нижнего Поволжья.
6. Основные события:
- сентябрь 1773 - март 1774: осада Оренбурга в течение 6 месцев (неудача восставших и их поражение под Татищевой крепостью);
- 1774, весна: активные действия в Башкирии Салавата Юлаева;
- июль 1774: сражение за Казань (восставшие не смогли взять только Казанский Кремль), поражение восставших от войск Михельсона;
- 31 июля 1774: "Жалованная грамота крестьянству" Пугачева от имени Петра Третьего;
- август 1774: решающее поражение восставших у Сальникова Завода;
- сентябрь 1774: Пугачев схвачен казацкой верхушкой и выдан властям;
10 января 1775: казнь Пугачева на Болотной площади.
7. Степень организованности восставших: Пугачев старался организовать восставших по типу императорской регулярной армии, так как выдавал себя за Петра Третьего, всем заведовала созданная Пугачевым Военная коллегия. Армия делилась на полки, но боевыми единицами являлись сотни и десятки по образцу казачества. Армия создавалась по национальному признаку. Каждый отряд имел командиров из своей среды. Вооружены слабо: луки со стрелами, колья, дубины; лучше других были вооружены казаки - профессиональные войны: ружья, сабли и пики. Можно сделать вывод, что восставшие были средне организованы.
8. Итоги восстания (Восстание являлось самым крупным народным выступлением в России. Соединилось антикрепостническое и национальное движение):
- восстание не улучшило положение крестьян в стране;
- поражение восставших усилило репрессивный характер по отношению к податным сословиям;
- после крестьянской войны Екатерина Вторая провела ряд реформ по централизации и унификации органов управления; по закреплению прав населения (Например, губернская и судебная реформы, ликвидация Запорожской Сечи).
Характерными чертами политической системы США являются: четкое разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную при президентской форме правления; важная роль двухпартийной политической системы; активистская, демократическая политическая культура.
США - президентская республика. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе - Конституционном Конгрессе. Единолично главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях. Лишь в 1787 г. в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США был сделан исторический выбор в пользу президентской республики. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции Президентом Соединенных Штатов Америки.
В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и правительства. Первым президентом США в ходе всеобщих выборов был избран Джордж Вашингтон, который был не просто выдающимся политическим деятелем, но и отцом нации и ее героем одновременно. Недаром многие избиратели требовали его провозглашения не президентом, а королем.
Для укрепления президентской власти большое значение имело принятие Конституций США - основного закона страны. “Мы народ Соединенных Штатов...” - так начиналась Конституция, вступившая в силу в 1789 г. и действующая практически в неизмененном виде и сегодня. За двести лет было принято только 27 поправок и дополнений, считая и первые десять, известные как “Билль о правах”, касавшихся в основном порядка выборов и избирательных прав.
Конституция США основывается на трех основных источниках. Во-первых, на идеях французского Просвещения XVIII века, прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое “оформление” в теории Локка и др. В-третьих, на собственном историческом опыте американских колоний и штатов, отраженном в идеях Б. Франклина, Т. Джефферсона, Дж. Мэдсона, А. Гамильтона, Д. Джея, в выдающемся произведении американской политической мысли – “Федералисте”. При столь солидной теоретической базе Конституция США явилась плодом коллективных усилий политиков прагматиков.[c.105]
Анализ содержания Конституции США позволяет выделить следующие демократические принципы, определяющую политическую систему: верховенство власти народа, гарантия прав и свобод человека; верховенство закона; разделение властей, система издержек и противовесов; федерализм; надзор судов за конституционностью закона и их соблюдением.
Создатели Конституции США стремились рассматривать президента как высшее должностное лицо в государстве. Уникальность президентской власти заключалась в том, что она одновременно выступала как высшая государственная и исполнительная власть. Такой статус наделял президента беспрецедентной властью. Не случайно поэтому политическую историю США чаще всего делят на периоды (или даже эпохи) правления, того или иного президента. Особенно заметный след в истории США оставили три великих президента Дж. Вашингтон, А. Линкольн и Ф. Рузвельт.
Президент в США – единственное должностное лицо федерального правительства, которое выбирается всеми избирателями. Это обстоятельство делает его положение не только престижным, но и относительно независимым. Президент США олицетворяет единство государства, является гарантом Конституции, символом нации и правопорядка, главным представителем государства в отношениях с другими странами. Как глава исполнительной власти он формирует администрацию, т. е. правительство, назначает высших должностных лиц, судей федеральных судов и генерального прокурора, направляет всю деятельность государственного аппарата, обеспечивает занятость населения и стабильность экономического роста, следит за исполнением закона. Президент накладывает вето на некоторые законопроекты, принятые конгрессом, выступает в конгрессе с обращением “О положении Союза” и другими правительственными заявлениями. Хотя формально президента избирает не партия, а избиратель, “народ”, тем не менее его кандидатуру выдвигает партия, и благодаря ее активной компании он побеждает на выборах. Президент назначает председателя национального комитета своей партии, координирует свою программу с партийными лидерами в конгрессе, штатах, особенно в выборных компаниях. Президент является главнокомандующим вооруженных сил: осуществляет общее руководство военной политики, назначает высших военных руководителей, лично принимает решения о применении американских вооруженных сил (в рамках полномочий представленных конгрессом). Только он может отдать приказ об использовании ядерного оружия. Имеет право использовать армию для поддержания мира и порядка в стране.