2. Используя термины «революция цен», «Великие географические открытия», «мануфактурный капитализм», «мировой рынок», «буржуазия», «традиционное общество», «индустриальное общество», «накопление капитала», «мануфактура», «Реформация», «промышленный переворот», «модернизация», выстройте логическую цепочку (или гекс), чтобы показать причинно-следственные связи исторических событий первого периода Нового времени.
3. Используя картосхемы учебного пособия и карты атласа, сформулируйте вывод о территориальных изменениях, произошедших в Новое время.
4. Назовите имена людей, которые сыграли значительную роль в истории Нового времени. Объясните свой выбор. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из них.
5. Назовите передовые идеи Нового времени. Почему их можно считать прогрессивными для того времени?
6. Используя хронологическую таблицу в начале раздела, назовите ключевые и наиболее значимые, на ваш взгляд, события изученного исторического периода. Объясните свою точку зрения.
7. Какие черты современной цивилизации сложились в Новое время?
8. Великие географические открытия устранили изолированность цивилизаций, но за счет уничтожения древних культур и физического истребления индейцев. Следует ли считать Великие географические открытия прогрессивным явлением в истории человечества? Проведите дискуссию по этому вопросу.
9. Прочитайте фрагменты из трактата М. Лютера «О свободе христианина». ответьте на вопросы к документу.
…Ты спросишь, однако: какое же это Слово, что дает столь великую милость, и как мне следует им пользоваться? Отвечаю: это не что иное, как проповедь о Христе, как ее содержит Евангелие. Если ты воистину веруешь и понимаешь, сколь виновен, то отчаешься. Чтобы, однако, освободить тебя от тебя самого, то есть от твоей погибели, Он ставит перед тобой своего возлюбленного Сына Иисуса Христа и своим живым, утешительным Словом говорит тебе: предайся крепкой вере в Него, неустанно пребывай в которой, и ради этой самой веры все твои грехи простятся тебе.
Поэтому единственным достойным делом и занятием всех христиан было бы стремиться к тому, чтобы воплотить в себе Слово и Христа, постоянно упражняясь и укрепляя таковую веру, ибо никакое другое дело не осилит сделать христианина. Как сказано (Мк. 16): «Кто будет веровать и креститься будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Вера, в которой определенно содержится исполнение всех заповедей, сполна оправдает всех, кто имеет ее, так что ни в чем они больше не нуждаются, чтобы быть праведными и благочестивыми. Здесь надо заметить и серьезно запомнить, что одна вера делает праведным, без каких-либо дел, как увидим далее.
Отсюда легко заметить, почему вера может столь многое и что никакие добрые дела не могут сравниться с нею. Ибо никакое доброе дело не удержится за Божественное Слово так, как вера.
1. Как видит М. Лютер положение человека в мире? Как вера христианину справиться со своим положением? 2. Чем отличается учение М. Лютера от традиционного католического взгляда на веру?
10. В чем проявились особенности Реформации и Контрреформации у западных славян, проживавших в составе империи Габсбургов и Речи Посполитой? С чем эти особенности были связаны?
11. Прочитайте фрагмент из произведения «Новый Органон» Ф. Бэкона. ответьте на вопросы.
…Не следует допускать, чтобы разум перескакивал от частностей к отдаленным и почти самым общим аксиомам (т. е. истинам) … и по их непоколебимой истинности … устанавливал средние аксиомы. Так было до сих пор… Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить … от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим… Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий прыжок и полет.
1. Как называется метод научного познания, разработанный Ф. Бэконом? 2. Какие преимущества он дал ученым?
12. Какие идеи европейского Просвещения распространились у западных и южных славян и в Российской империи? Какие особенности они имели? С чем эти особенности были связаны?
Правительство СССР понимало, что Гитлер не удовлетворится одной Чехословакией и в Европе будет война.Когда она будет - дело времени.Основной задачей советской дипломатии стало - оттянуть это время.Договорится о совместных действиях с Великобританией и Францией против Германии не удалось, оставалось только договариваться с Гитлером и готовится к предстоящей войне. Так был заключен пакт Молотова - Риббентропа о дружбе и границе между СССР и Германией. С восточным союзником Гитлера - Японией был подписан договор о нейтралитете весной 1941г. Цель - обезопасить восточные границы СССР. В Европе уже шла Вторая Мировая.
Время было на исходе.
Юстиниан I :
До 532 года он был занят подавлением выступлений в столице и отражением натиска персов, но вскоре основное направление политики переместилось на запад. Варварские королевства ослабли за полстолетия, жители призывали к реальному восстановлению империи, наконец, даже сами короли германцев признавали законность претензий Византии на сюзеренитет. В 533 году армия под предводительством Велизария нанесла удар по государствам вандалов в Северной Африке. Следующей целью стала Италия — тяжёлая война с Остготским королевством (см. Византийско-готские войны) продолжалась 20 лет и закончилась победой.
Вторгшись в королевство вестготов в 554 году, Юстиниан завоевал и южную часть Испании. В результате территория империи увеличилась почти вдвое.
Флавий Маврикий Тиберий Август : Маврикий был выдающимся генералом и с большим успехом боролся против персов. Став императором, он довел войну с ними до победного конца, расширил восточную границу.Маврикий также провёл военные кампании на Балканах против аваров и отбросил их обратно за Дунай в 599 году.
Объяснение: