2. Опишіть систему органів радянської влади, виокремивши конституційні та неконституційні складові. 3. Охарактеризуйте типові форми червоного терору.
4. Визначте ознаки антибільшовицьких повстань весни–літа 1919 р.
5. Розкрийте сутність політики «воєнного комунізму».
6. Охарактеризуйте отаманщину як суспільне явище, з’ясувавши джерела ви-
никнення, характерні риси, наслідки.
Сохранение единства и стабильности государства, усиление его экономической мощи:
три четверти страны было подчинено великому князю и его родственникамположен конец междоусобным войнам (Любечский съезд в 1097г)шло дальнейшее развитие торговли, положено начало чеканки монет, что значительно увеличило товарооборот в стране.Дальнейшее развитие литературы и искусства, образования:
появилась версия « Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В 1117г. монах Сильвестр создал вторую версию « Повести…», которая и дошла до нас«Хождение» игумена Даниила — повествование о путешествии в Палестину«Поучение» Мономаха, обращённое к своим детямбыло переведено много книг из византийской литературысозданы школы, стали «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное”велось активное строительство церквей.2. Внешняя политика Владимира Мономаха
Защита страны совместно с сыновьями от внешних врагов:
На северо-западе Мстислав строил каменные крепости в Новгороде и Ладоге, на северо-востоке Юрий отражал набеги волжских булгар, князь Ярополк, правивший в Переяславле, воевал с половцами в 1116 и 1120гг, после чего те бежали на Кавказ и в Венгрию, присоединил дунайские города, полностью подчинил Полоцкую землю.Налаживание дружеских отношений с другими странами:
с 1122г. — восстановились дружеские отношения с Византиейпродолжалась политика укрепления династических связей с Европой, сам Мономах был женат на дочери короля Англии – Гите.Образовательные:
продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;определить причины процесса усиления церкви;показать роль церкви в сдерживании свободолюбия в средневековом обществе.Развивающие:
развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;формирование умения пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;развивать умение делать самостоятельные выводы;развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником;развивать умение анализировать;развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.Воспитательные:
воспитывать дисциплинированность учащихся;развитие интереса к предмету;воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.Тип урока: Урок освоения новых знаний.
Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии
Методы обучения:
проблемный;частичн-поисковый;иллюстративный;словесные;элементы дифференцированного обучения.ФОПД:фронтальная, индивидуальная, групповой.
Технологии: элементы дифференцированного обучения, "Проблемного обучения" и "Сотрудничества".
Оборудование:
схема "Источники богатства католической церкви";плакат "Костёр инквизиции";карточки для работы учащихся в группах 8 шт.)Ход урока
I. Этап урока:
Организационный момент.
Выступление учителя:
- Тема урока. Цель урока?
- Как вы думаете, ребята, какие цели будет преследовать наш урок?
(учащиеся отвечают, пытаясь самостоятельно вывести цели урока. Учитель обобщая и координируя, продолжает.)
- Правильно, сегодня на уроке мы :.
Итак:
В XI - XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие.
Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых.
Она утверждала единство европейских народов, являлась, как не уставали повторять ученые - богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь -в глазах людей средневековья было против самой жизни.
Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.
II. Этап урока. Изучение нового материала.
План:
Сословия средневекового общества.Источники богатства церкви.Раскол христианской церкви.Ереси и еретики средневековья.Борьба церкви с еретиками.Учитель:
- Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.
Вопрос классу: - Давайте вспомним, что называется сословием? Учащиеся отвечают.
Учитель: Правильно. Каждый человек от рождения принадлежит, считали тогда, к одному из них. На доске схема "Сословия средневековой Европы".