2. Симеон Полоцкий Выходец на Белоруссии Самуил Петровский-Ситпианович (1629-1680) окончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, приняв имя Симеона. Он жил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище - Полоцкий). Здесь же Симеон учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профес сиональным и нравственным качествам. Он писал стихи на белорусском и польском языках. Симеон выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства. Слава о просвещённом монахе быстро распространилась по России, и Си меон был приглашён в Москву. С 1664 г. он обучал будущих служащих мо сковских приказов в школе при Заиконо монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославляв шим в своих произведениях царскую фамилию. Его публицистические работы также превозносили самодержавие. Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образован ности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Фёдор и Софья - стали затем царствовать. Это были первые прави тели России, получившие элементы западного образования, включавшего зна ние европейской истории, культуры, иностранных языков. Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проводить реформы по западному образцу. выпишете самое главное .
При Есим хане в Ташкенте правил Турсун, которым овладели сепаратистские настроения. В отсутствие хана он почувствовал себя правителем, провозгласил образование Ташкентского ханства. В середине 1610-х годов он узурпировал власть и правил почти 13 лет.А Есим хан в это время удалился в Могулистан. Воинственный казахский хан в эти годы был втянут в различные интриги, вмешивался в запутанные династические дела в Могулистане, участвовал в военных кампаниях на стороне одного из наследников.
Объяснение:Противостояние с ташкентским ханом Турсуном в 1627-м переросло в открытую борьбу: Есим хан остановился в Туркестане и посылал султанов в Ташкент для переговоров. Турсун не проявил сразу неповиновение, но, когда Есим хан отражал очередное нашествие джунгар, напал на Туркестан. В столице он перебил множество жителей, захватил в плен семью Есим хана и увез в Ташкент. Турсун планировал устроить засаду на самого Есим хана и убить его. Разъяренный хан отправился с войском на Турсуна. В решающей битве недалеко от Ташкента, под Сайрамом, разбил его защитников. Сам Турсун спрятался в крепости, предав свое воинство. Но возмущенные таким вероломством подданные схватили и выдали его Есим хану.
После разрешения конфликта с Турсуном Есим хан расправился с его активными сторонниками и — родом катаган, который практически полностью уничтожили (часть ассимилировалась с уйгурами). Эта страница вошла в историю средневекового Казахстана как Катаганское побоище. Высшим достижением во внутриполитической стратегии стали реформы государственного управления. Их суть сводилась к тому, что главенство прежней аристократии (чингизидов, султанов) было заменено главенством биев и старшин, то есть власть перешла от элиты закрытого вида к элите открытой. Тем самым были расширены права общин, а сами реформы названы исследователями «бийской революцией». Все нововведения были закреплены законодательно в документе «Есім ханның ескі жолы» (‘Древний путь Есим хана’). Он дополнил и осовременил кодекс, созданный при Касым хане
Планы джунгар по захвату Казахского ханства оказались сорванными. Было выиграно время для подготовки казахов к дальнейшему наступлению джунгар в этот регион. Жангир-султан продемонстрировал эффективность новой боевой тактики залповой стрельбы из ружей пешими стрелками. Для Центральной Азии это был революционный опыт применения огнестрельного оружия. Совместная победа малочисленного казахского ополчения и бухарского войска под командованием Жалантос батыра в этом сражении вызвало у казахской элиты переоценку военной силы джунгаров объединению сил всех трёх казахских жузов. Дальнейшие совместные действия объединенных казахских жузов в итоге привела к окончательному решению джунгарской проблемы в пользу Казахского ханства.
Объяснение:Для битвы Жангир выбрал горное место недалеко от реки Ор (Орбулак) Джунгарского Алатау, из-за чего битва получила название Орбулакской . Тактикой ведения боевых действий был выбран окопный метод. Исследователи, внимательно изучив место знаменитой битвы, отмечают, что Жангир применил ряд сложных тактических приемов из арсенала военного искусства казахов, но в то же время использовал нераспространенные среди кочевников методы раздробления сил противника. По описанию А. И. Лёвшина, Жангир, опасаясь открытого военного столкновения с джунгарами своего ополчения состоящего всего около 600 воинов, расположил часть своей дружины в ущелье между двух гор, заранее окопав его глубоким рвом и обнеся высоким валом. Протяженность военного укрепления составила 2,5-3 км, передний край окопа был высотой с человеческий рост. Половина воинов организовала полевые укрепления на пути, а остальная часть рассредоточились на утёсах, тем самым подготовив засаду джунгарам. В этих укреплениях Жангир и ждал в засаде на пути следования джунгарской армии во главе с Эрдэни-Батуром. Битва началась с элемента неожиданности, джунгары наткнувшись на засаду казахов сразу понесли большие потери. В этой битве казахами было впервые массово применено огнестрельное оружие, и в первые же часы джунгары лишились столь большого количества воинов, шедших спереди что вынуждены были отступить обратно в открытую равнину[20]. По разным оценкам джунгары потеряли в засаде от одного до десяти тысяч человек.
В это время подоспели союзники казахов бухарское войско Жалантос Батыра с войском 20 тыс. человек и вышли в тыл джунгар, войско джунгаров не ожидавшего такого хода событий пришло в расстройство, Эрдэни-Батур предпочел далее не вступать в сражение [21][22] и был вынужден отступить в Джунгарию.