3) «Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идёт Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпи ческой поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священ ных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению».
О ком легенда или о чем??
awBook.online
menu
3. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нил. В первой половине IV тысячелетия до н. э.
в египетском обществе начинают происходить дифференцированные процессы.
Постепенно в связи с интенсивным развитием ирригационного земледелия происходит социальное расслоение, из общей массы выделяется управленческая верхушка во главе с первосвященниками-жрецами.
Ко второй половине IV тысячелетия до н. э. происходит постепенное складывание первых государственных образований, получивших название «номы». Такие протогосударственные объединения возникали в процессе сосредоточения вокруг храмов сельских общин с целью совместного ведения ирригационных работ. География расположения номов, растянувшихся вдоль единой водной магистрали их объединению под эгидой наиболее сильного нома во главе с номархом. Так, в Верхнем (Южном) Египте появляется новый политический институт единовластного монарха - царя со всеми атрибутами деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н. э. завоевывают весь Египет.
Такая ранняя централизация Древнеегипетского государства была предопределена материальными предпосылками общества, а именно - характером ведения хозяйства. Хозяйственная ЖИЗНЬ была связана с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила, а необходимость преодоления их последствий требовала жесткой централизованной системы управления. В исторической науке историю Древнего Египта принято разделять на четыре основных периода. 1.
Период Раннего царства (с 31.00 по800 г. до н. э.)- Иначе этот период называют эпохой царствования
первых трех династий египетских фараонов, 2.
Период Древнего, или Старого, царства, который качался около 2800 г. до н. э. и закончился в 2250 г. до н. э. Этот период включает в себя время царствования III и IV династий. 3.
Период Среднего царства (около 2250-1 700 гг. до н. э.)> эпоха царствования XI-XH династий египетских фараонов. 4.
Период Нового царства (около 1575—1087 гг. до н. э.). время царствования XVIII—XX династий фараонов.
Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были отмечены постепенным спадом в хозяйственной и политической жизни Египта.
Египет Нового царства явился прообразом первой в мировой истории империи. Это было огромное разноплеменное государство, которое было создано путем завоеваний соседних территорий. В per зультате военных походов египетских фараонов Нового царства в состав Египетского государства вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые природными ресурсами области.
Но к концу эпохи Нового царства Египет приходит в упадок из-за оскудения политического и экономического могущества правящей династии. Со временем некогда столь сильный в экономическом и военном плане конгломерат номов сам становится добычей завоевателей. Первыми его территорию начали завоевывать персы, затем - римские войска. В результате военных предприятий последних Египет в 30 г. до н. э. был включен в состав Римской империи, т. е. Египет развился от протогосу- дарства до империи с Африкой и частью Азии.
Становление ранней государственности на Древнем Востоке проходило в целом по единому историческому пути: итогом его было формирование практически у всех народов неограниченной единоличной власти в централизованно управляемом государстве. С этой властью в сообществе были связаны все или почти все политические отношения, эта власть доминировала в религиозной и культурной сфере. Характерные черты общего исторического процесса становления государственности на Востоке определили особенности ранней древневосточной монархии, или, как ее нередко характеризуют, древневосточной деспотии.
Слова деспотия, деспотизм (от древнегреческого despoteia – неограниченная власть) лишены определенного государственно-правового или историко-политического содержания. Входят в употребление они в конце XVII – начале XVIII в.: впервые их употребил французский писатель-моралист Ф. Фенелон в романе «Приключения Телемака» для осуждающей характеристики такого правления, при котором подданные живут в постоянном страхе и не защищены законом. В литературно-политических дискуссиях XVIII в. о правильно построенном государстве понятие «деспотия» играло важную роль: так определили неправильную, пагубную для общества монархию, где государь властен произвольно распоряжаться не только администрацией страны, но и имуществом и даже жизнью подданных. Примеры такого произвольного правления черпали, как правило, из истории средневекового Востока (Турции, Персии и т. д.) или истории древности. Отсутствие гражданских прав в современном смысле стали признавать главенствующей чертой государственного уклада древневосточной монархии, хотя реально все государственно-правовые отношения в ту эпоху просто строились по-другому. Древневосточная государственность действительно выделяется неким особым характером – но эти черты связаны с историческими путями формирования ранних государств вообще и со своеобразием регулирующей роли государства в древневосточном обществе.