Литература.Ведущей областью духовной жизни Россиивторой половины XIX в. продолжала оставаться литература. В условиях роста грамотности населения и отсутствия возможности широкого обсуждения назревших жизненных проблем русская литература не только была значительным культурным явлением, но и выполняла общественные задачи. «Литература у народа, не имеющего политической свободы, — писал А. И. Герцен, — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести».Основным художественным направлением второй половины XIX в. стал критический реализм. Он отличался повышенным вниманием к отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия. Для литературы того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества. Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях великого сатирика («Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлевы», «Помпадуры и помпадурши»). Художественный прием, которым пользуется писатель, — гротеск. В своих произведениях он доводит до крайности все существующие человеческие пороки и слабости. Писатель не знает пощады ни к чиновникам, ни к представителям высшего света, ни к купцам, ни к нарождающейся буржуазии.Произведения Федора Михайловича Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные») раскрывают мир человеческих страданий, трагедию бесправной и униженной личности. Писатель показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; с одной стороны появляется ощущение своего ничтожества, с другой — зреет потребность протеста, стремление утвердить себя как свободную личность. Нередко подобное самоутверждение приводит героев Достоевского к своеволию — преступлению. Но симпатии писателя на стороне не этих взбунтовавшихся людей, а тех его героев, которые обладают бесконечной человеческой добротой, наделены тонкой душевной интуицией.