Российская Империя была многонациональным государством даже в большей степени, нежели современная Российская Федерация. Законы Российской Империи ставили религиозный принцип превыше этнического, переписи населения велись по вероисповеданию, и национальному вопросу царское правительство почти не уделяло внимания, даже отрицая существование некоторых наций: так, украинцев и белорусов записывали русскими, различные тюркские народы, например, азербайджанцев, всех считали татарами, казахов и киргизов одинаково называли киргизами. Тем не менее, все перечисленные народы в Российской Империи проживали. Очень остро стояли национальные вопросы финнов и поляков, стремившихся к самостоятельности; после польских восстаний, организованных в попытке добиться независимости, Польша была лишена автономии, а ее территории стали губерниями, приравненными к российским. Финский народ подходил к национальной борьбе более прагматично: финны стояли за свои автономные права, но не устраивали мятежей, опасаясь эти права потерять.
Отдельным этнорелигиозным образованием в составе Российской Империи была так называемая черта оседлости, территории, где дозволялось селиться евреям. Это были территории современных Украины и Беларуси.
Царское правительство пыталось русифицировать многие нерусские территории. Территории Казахстана и Киргизии заселяли русскими казаками, создав Семиреченское казачье войско. Предпринимались попытки русификации Западной Украины (обрусение Волыни).
В религиозном отношении население Российской Империи принадлежало к следующим религиям: православию, исламу, католичеству, протестантизму, иудаизму, буддизму, язычеству. Православными являлись русские, большая часть украинцев и белорусов, грузины, молдаване. К мусульманству принадлежали татары, башкиры, азербайджанцы, казахи, киргизы, население вассальных России Хивы, Бухары и Коканда (современные Узбекистан и Туркменистан). Католичество было распространено в Польше и Литве, протестантизм - в Латвии, Эстонии, Финляндии. Центром иудаизма являлась черта оседлости, ну а буддисты и язычники обитали в тех же регионах, в которых они обитают в России и ныне.
Культура Казахстана в начале ХХ века представлена именами талантливых и национально сориентированных мыслителей, писателей, музыкантов и драматургов. Благодаря им заложены основы национальной литературы, театрального искусства, живописи. Рассмотрим основные достижения этого периода.
Система образования Казахстана в начале ХХ века
Казахстан в начале ХХ века начал непростой путь преодоления культурного диктата Российской империи. Причем, как ни парадоксально, сама имперская власть инициировала такие процессы.
В этот период формируется особый интерес к национальному фольклору, декоративно-прикладному искусству, происходит становление национальной школы. Так создается культура Казахстана.
Культура Казахстана в начале ХХ века: особенности
Обзор этих процессов начнем с базовой составляющей духовного развития любого народа — образования. В начале ХХ века в силу вступает ряд реформаторских решений правительства Российской империи, а позднее Советского Союза, которые дали толчок становлению системы национального образования, а именно:
В 1906 году в Казахстане появляются школы смешанного типа — русско-казахские.
Образование постепенно меняет характер с исключительно религиозного на светский.
Появляются «новометодные» школы, в которых преподавали разные дисциплины и использовали поисковые методы. Схоластика в обучении уступает новым принципам обучения, богословие исключается из перечня школьных предметов, отменяют телесное наказание.
Со становлением советской власти в Казахстане провозглашается курс на ликвидацию безграмотности трудящихся. Образование становится всеобщим, обязательным и доступным благодаря тому, что создаются народные школы, вечерние курсы и пр.
Основные тенденции в развитии образования следующие:
1924 год — начинает действовать общество «Долой неграмотность».
1926 год — в Ташкентском педагогическом институте открывают казахский факультет, который позднее переводят в Алма-Ату. На его основе был создан Казахский педагогический институт. На протяжении 5 лет открывают сельскохозяйственную академию, горно-металлургический и медицинский институты.
1928 год — стартует Всеказахский культурный поход. Его цель — ликвидация неграмотности.
1931 год — вводится обязательное обучение неграмотных казахстанцев в возрасте от 15 до 50 лет. Благодаря этому к 1950-му году была полностью искоренена безграмотность среди казахов.
1930-е гг. — открываются специальные школы в Чимкенте и Алма-Ате, Туркестане и Урде, в которых обучались исключительно девушки, вводится всеобщее обучение для кочевников.
В 1920-х гг. появляются первые методические пособия и учебники: «Есеп Куралы», «Тил Куралы» А. Байтурсынова и М.Дулатулы, «География» А. Букейхана, М. Жумабаева «История Казахстана», Ж. Аймауытов «Дидактика».
В 1920 – 1930-х гг. проходит процесс реформирования казахской письменности: арабскую вязь заменяет латиница, в скором времени латиница уступает место кириллице.
Российская Империя была многонациональным государством даже в большей степени, нежели современная Российская Федерация. Законы Российской Империи ставили религиозный принцип превыше этнического, переписи населения велись по вероисповеданию, и национальному вопросу царское правительство почти не уделяло внимания, даже отрицая существование некоторых наций: так, украинцев и белорусов записывали русскими, различные тюркские народы, например, азербайджанцев, всех считали татарами, казахов и киргизов одинаково называли киргизами. Тем не менее, все перечисленные народы в Российской Империи проживали. Очень остро стояли национальные вопросы финнов и поляков, стремившихся к самостоятельности; после польских восстаний, организованных в попытке добиться независимости, Польша была лишена автономии, а ее территории стали губерниями, приравненными к российским. Финский народ подходил к национальной борьбе более прагматично: финны стояли за свои автономные права, но не устраивали мятежей, опасаясь эти права потерять.
Отдельным этнорелигиозным образованием в составе Российской Империи была так называемая черта оседлости, территории, где дозволялось селиться евреям. Это были территории современных Украины и Беларуси.
Царское правительство пыталось русифицировать многие нерусские территории. Территории Казахстана и Киргизии заселяли русскими казаками, создав Семиреченское казачье войско. Предпринимались попытки русификации Западной Украины (обрусение Волыни).
В религиозном отношении население Российской Империи принадлежало к следующим религиям: православию, исламу, католичеству, протестантизму, иудаизму, буддизму, язычеству. Православными являлись русские, большая часть украинцев и белорусов, грузины, молдаване. К мусульманству принадлежали татары, башкиры, азербайджанцы, казахи, киргизы, население вассальных России Хивы, Бухары и Коканда (современные Узбекистан и Туркменистан). Католичество было распространено в Польше и Литве, протестантизм - в Латвии, Эстонии, Финляндии. Центром иудаизма являлась черта оседлости, ну а буддисты и язычники обитали в тех же регионах, в которых они обитают в России и ныне.
Культура Казахстана в начале ХХ века:
Культура Казахстана в начале ХХ века представлена именами талантливых и национально сориентированных мыслителей, писателей, музыкантов и драматургов. Благодаря им заложены основы национальной литературы, театрального искусства, живописи. Рассмотрим основные достижения этого периода.
Система образования Казахстана в начале ХХ века
Казахстан в начале ХХ века начал непростой путь преодоления культурного диктата Российской империи. Причем, как ни парадоксально, сама имперская власть инициировала такие процессы.
В этот период формируется особый интерес к национальному фольклору, декоративно-прикладному искусству, происходит становление национальной школы. Так создается культура Казахстана.
Культура Казахстана в начале ХХ века: особенности
Обзор этих процессов начнем с базовой составляющей духовного развития любого народа — образования. В начале ХХ века в силу вступает ряд реформаторских решений правительства Российской империи, а позднее Советского Союза, которые дали толчок становлению системы национального образования, а именно:
В 1906 году в Казахстане появляются школы смешанного типа — русско-казахские.
Образование постепенно меняет характер с исключительно религиозного на светский.
Появляются «новометодные» школы, в которых преподавали разные дисциплины и использовали поисковые методы. Схоластика в обучении уступает новым принципам обучения, богословие исключается из перечня школьных предметов, отменяют телесное наказание.
Со становлением советской власти в Казахстане провозглашается курс на ликвидацию безграмотности трудящихся. Образование становится всеобщим, обязательным и доступным благодаря тому, что создаются народные школы, вечерние курсы и пр.
Основные тенденции в развитии образования следующие:
1924 год — начинает действовать общество «Долой неграмотность».
1926 год — в Ташкентском педагогическом институте открывают казахский факультет, который позднее переводят в Алма-Ату. На его основе был создан Казахский педагогический институт. На протяжении 5 лет открывают сельскохозяйственную академию, горно-металлургический и медицинский институты.
1928 год — стартует Всеказахский культурный поход. Его цель — ликвидация неграмотности.
1931 год — вводится обязательное обучение неграмотных казахстанцев в возрасте от 15 до 50 лет. Благодаря этому к 1950-му году была полностью искоренена безграмотность среди казахов.
1930-е гг. — открываются специальные школы в Чимкенте и Алма-Ате, Туркестане и Урде, в которых обучались исключительно девушки, вводится всеобщее обучение для кочевников.
В 1920-х гг. появляются первые методические пособия и учебники: «Есеп Куралы», «Тил Куралы» А. Байтурсынова и М.Дулатулы, «География» А. Букейхана, М. Жумабаева «История Казахстана», Ж. Аймауытов «Дидактика».
В 1920 – 1930-х гг. проходит процесс реформирования казахской письменности: арабскую вязь заменяет латиница, в скором времени латиница уступает место кириллице.