На уровень культуры населения белорусских земель в дохристианский период большое влияние оказало язычество. Оно представляло собой комплекс первобытных взглядов и верований. Взгляды населения проявлялись через сказки, былины. Мир наших предков повсеместно был населен богами. Первое место среди них занимал бог Род, потом Перун (бог молний), бог солнца Хорос (Мерило, Купало), Лада(любовь), Жижель (огонь, ремесло), Переплут (бог веселья, обмана, шутки).Чаще всего боги представлялись в форме идолов человекообразных.
Идолы:
-родовые
-племенные
-личные
Идолов ставили в святилищах (назывались капищами), которые находились как правило на высоких холмах, окруженных валами, посреди которых горел ритуальный огонь.
Верили также в добрых и злых духов. Во главе злых - черт (бес), упырь, водяной, волколак (оборотень), баба яга. Добрые – лесовик, русалки, духи олицетворяющие явления природы (Житель).
Проникновение христианства на земли восточных славян началось в 9 веке. Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укрепление княжеской власти. В начале христианство затронуло только Княжеско-боярскую верхушку. На Беларуси христианство укреплялось без насилия на протяжении нескольких столетий. Поэтому некоторое время у нас существовало 2 веры.
Поскольку точной даты принятия христианства не существует принята дата основания Полоцкой епархии (992г).
Несмотря на принятие христианства, языческие пережитки существовали очень долго и не изжиты до сих пор.
Принятие христианства явилось прогрессивным явлением для Беларуси. Новая религия содействовала объединению наших земель, укреплению государственности расширению письменности, каменной архитектуры, храмов и монастырей, книг, иконописей и тд.
Монастыри стали первыми культурными центрами, в которых были собраны библиотеки, основаны школы, писались летописи и книги. Именно из деятелей церкви в это период вышли наши первые образованные люди.
Принятие христианства имело также и отрицательные черты, которые выразились прежде всего в полном вычеркивании языческого славян (жестокая борьба против языческих обычаев, обрядов, уничтожение языческой культуры и тд).
Письменность у наших предков существовала еще до распространения кириллицы. Эта система записи представляла собой примитивное письмо («черты и резы»). Такое письмо применялось для обозначения календарных знаков, Знаков собственности и тд, оно не было при для записи сложных текстов, поэтому наши предки начали писать греческими буквами, не при их к особенностям славянской фонетики. Свидетельством письменности наших предков являются так называемые «Борисовы камни» (6шт), а также самшитовый гребень, найденный в раскопках Бреста. На гребне были вырезаны буквы алфавита от «а» до «л». Свидетельство – «берестяные грамоты». Первая в Витебске, а также надписи на камне, найденные в фундаменте Полоцкого Софийского собора.
В этот момент письменность у славян только зараждается и связано это с такими науками ка Сфрагистика ( изучает надписи на печатях) и Эпиграфика ( изучает надписи на каких либо предметах)
Самой древней печатью и примером письменности на территории беларуси является - печать Изяслава
Самая древняя надпись относится к середине XI ст. на фундаменте Софийского Собора, а самой древней книгой является Туровское Евангелие XI ст.
Большое ра получили Берестяные грамоты, которые использовали бедные люди. Такие грамоты были найдены в Витебске и Мстиславле.
Памятники письменности
- Борисов камень (Полоцк)
- Рогволодов камень (ок. Орши)
- Самая древняя летопись - Повесть временных лет ( о Полоцких князьях)
На уровень культуры населения белорусских земель в дохристианский период большое влияние оказало язычество. Оно представляло собой комплекс первобытных взглядов и верований. Взгляды населения проявлялись через сказки, былины. Мир наших предков повсеместно был населен богами. Первое место среди них занимал бог Род, потом Перун (бог молний), бог солнца Хорос (Мерило, Купало), Лада(любовь), Жижель (огонь, ремесло), Переплут (бог веселья, обмана, шутки).Чаще всего боги представлялись в форме идолов человекообразных.
Идолы:
-родовые
-племенные
-личные
Идолов ставили в святилищах (назывались капищами), которые находились как правило на высоких холмах, окруженных валами, посреди которых горел ритуальный огонь.
Верили также в добрых и злых духов. Во главе злых - черт (бес), упырь, водяной, волколак (оборотень), баба яга. Добрые – лесовик, русалки, духи олицетворяющие явления природы (Житель).
Проникновение христианства на земли восточных славян началось в 9 веке. Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укрепление княжеской власти. В начале христианство затронуло только Княжеско-боярскую верхушку. На Беларуси христианство укреплялось без насилия на протяжении нескольких столетий. Поэтому некоторое время у нас существовало 2 веры.
Поскольку точной даты принятия христианства не существует принята дата основания Полоцкой епархии (992г).
Несмотря на принятие христианства, языческие пережитки существовали очень долго и не изжиты до сих пор.
Принятие христианства явилось прогрессивным явлением для Беларуси. Новая религия содействовала объединению наших земель, укреплению государственности расширению письменности, каменной архитектуры, храмов и монастырей, книг, иконописей и тд.
Монастыри стали первыми культурными центрами, в которых были собраны библиотеки, основаны школы, писались летописи и книги. Именно из деятелей церкви в это период вышли наши первые образованные люди.
Принятие христианства имело также и отрицательные черты, которые выразились прежде всего в полном вычеркивании языческого славян (жестокая борьба против языческих обычаев, обрядов, уничтожение языческой культуры и тд).
Письменность у наших предков существовала еще до распространения кириллицы. Эта система записи представляла собой примитивное письмо («черты и резы»). Такое письмо применялось для обозначения календарных знаков, Знаков собственности и тд, оно не было при для записи сложных текстов, поэтому наши предки начали писать греческими буквами, не при их к особенностям славянской фонетики. Свидетельством письменности наших предков являются так называемые «Борисовы камни» (6шт), а также самшитовый гребень, найденный в раскопках Бреста. На гребне были вырезаны буквы алфавита от «а» до «л». Свидетельство – «берестяные грамоты». Первая в Витебске, а также надписи на камне, найденные в фундаменте Полоцкого Софийского собора.
В этот момент письменность у славян только зараждается и связано это с такими науками ка Сфрагистика ( изучает надписи на печатях) и Эпиграфика ( изучает надписи на каких либо предметах)
Самой древней печатью и примером письменности на территории беларуси является - печать Изяслава
Самая древняя надпись относится к середине XI ст. на фундаменте Софийского Собора, а самой древней книгой является Туровское Евангелие XI ст.
Большое ра получили Берестяные грамоты, которые использовали бедные люди. Такие грамоты были найдены в Витебске и Мстиславле.
Памятники письменности
- Борисов камень (Полоцк)
- Рогволодов камень (ок. Орши)
- Самая древняя летопись - Повесть временных лет ( о Полоцких князьях)
-Туровское Евангелие
- "Слово о полку Игореве"
- "Слова" Кирилла Туровского
- Хождение и житие Евфросиньи Полоцкой