к середине xiv века турки закрепились на европейском берегу дарданелл и развернули последовательное наступление на грецию и . они разбили болгар и сербов, а затем уничтожили войско западно-европейских добровольцев при никополе (1396). это была самая серьезная попытка католического христианство прийти на восточным христианам; но ее жалкий конец не смог убедить запад в необходимости более существенных усилий. с завоеванием христианских территорий стала постепенно меняться политическая организация османского государства. турки-османы довольно терпимо относились к вероисповеданию своих подданных, и, когда бедствие захвата и грабежа оставались позади, их нередко было даже более терпимым, чем все проникающая налоговая система византии. как и в первые века арабо-мусульманских завоеваний, так и теперь, в xiv и xv вв., многие христиане предпочитали не сопротивляться туркам и даже воевали на их стороне. османские султаны (это титул они получили от халифа багдадского после победы при никополе) всемерно поощряли такое отношение; вскоре они стали систематически набирать христианских мальчиков для административной деятельности или профессиональной военной службы в качестве янычар. эта практика, называемая «девширме», обеспечивала султанам верные войска, которые создавали политический противовес силам турецких вельмож. кроме того, «девширме» требовала завоевания все новых христианских земель и тем самым поощряла агрессивную политику османов. в конечном счете византия оказалась не в силах противостоять грозным захватчикам. имперская политика по-прежнему определялась придворными интригами и борьбой различных претендентов на престол, а члены императорского дома практически самостоятельно правили разными частями греции.
к середине xiv века турки закрепились на европейском берегу дарданелл и развернули последовательное наступление на грецию и . они разбили болгар и сербов, а затем уничтожили войско западно-европейских добровольцев при никополе (1396). это была самая серьезная попытка католического христианство прийти на восточным христианам; но ее жалкий конец не смог убедить запад в необходимости более существенных усилий. с завоеванием христианских территорий стала постепенно меняться политическая организация османского государства. турки-османы довольно терпимо относились к вероисповеданию своих подданных, и, когда бедствие захвата и грабежа оставались позади, их нередко было даже более терпимым, чем все проникающая налоговая система византии. как и в первые века арабо-мусульманских завоеваний, так и теперь, в xiv и xv вв., многие христиане предпочитали не сопротивляться туркам и даже воевали на их стороне. османские султаны (это титул они получили от халифа багдадского после победы при никополе) всемерно поощряли такое отношение; вскоре они стали систематически набирать христианских мальчиков для административной деятельности или профессиональной военной службы в качестве янычар. эта практика, называемая «девширме», обеспечивала султанам верные войска, которые создавали политический противовес силам турецких вельмож. кроме того, «девширме» требовала завоевания все новых христианских земель и тем самым поощряла агрессивную политику османов. в конечном счете византия оказалась не в силах противостоять грозным захватчикам. имперская политика по-прежнему определялась придворными интригами и борьбой различных претендентов на престол, а члены императорского дома практически самостоятельно правили разными частями греции.