Батыс Түрік 1. Құрылған уақыты 2. Орналасқан аумағы 3. Билеушісі 4. Сыртқы саясаты 5. Қағанаттың ыдырауы Шығыс Түрік 1. Құрылған уақыты 2. Орналасқан аумағы 3. Билеушісі 4. Сыртқы саясаты 5. Қағанаттың ыдырауы
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.
Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах") . После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.
Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.
Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри, как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают. Церковная реформа Петра - потеря влияния церкви Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".
Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор. Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии) , от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%) . Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.
В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.
1. По разным причинам. Ущемленным народам Европы нужно отнести в Первую очередь Пруссию и ряд некоторых германских княжеств. И Испанию. Разберем Пруссию: Пруссия договорилась участвовать с антифранцузской коалицией о вступлении в войну еще в 1805. Но после поражения коалиции под Аустерлицем она заключила с Францией союз. Что вызвало негодование у местных дворян, ненавидящих французскую революцию и Наполеона в частности. Уже в 1806 году, в новой войне, Пруссия выступила против Франции. Но потепел страшный разгром под Йеной и в тот же день под Ауэрштедтом. Вскоре был взят Берлин. Но Пруссия даже тогда из войны не вышла, надеясь на Россию. Но напрасно. Россия тоже была в 1807 году побеждена. Наполеон был очень зол по отношению к прусскому королю. В результате Пруссия потерчла 50% своей территории и населения, было организовано несколько марионеточных государств, как Вестфалия и Герцогство Варшавское. С тех пор сила ненависти к французам и национальная боль, чувство позора от неудачных военных действий и своей слпбости прусакам, как и другим немцам воспитать в себе националистично-патриотическую идеологию, нацеленную на объединение разрозненного народа. Что в конечном итоге привело к двум мировым войнам. С Испанией все немного по-другому. К 19 веку она была отсталой феодальной и аграрной страной, но она была уже зависимой от Францией страной. В конце концов в этой стране возник кризис, когда Королева со своим фаворитом с одной стороны и наследным принцем, которого любил и поддерживал народ обратились за к Наполеону. Посмотрел он на это безобразие, да и снял с должности обе стороны, посадив на престол своего брата. Народ подобного шага не оценил и встране началась освободительная война против французского присутствия. Наполеон отправил туда войска, что и в последствии называл самой большой ошибеой в жизни. 2. По причинам этой войны написаны целые книги, не буду так углкбляться, кратко по целям: Восстановить буферную зону между Европой и Россией в лице Речи посполитой, поскольку Александр ни в какую не соблюдал все союзные соглашения и сам планировал новую войну против Франции. Аторая причина - добиться выполнения требований континентальной блокады Англии, ранее согласованных в Тильзитском мирном договоре 1807 гола.
Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах") . После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.
Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.
Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри, как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают. Церковная реформа Петра - потеря влияния церкви Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления.
В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".
Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.
Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии) , от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%) . Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.
В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.
Разберем Пруссию: Пруссия договорилась участвовать с антифранцузской коалицией о вступлении в войну еще в 1805. Но после поражения коалиции под Аустерлицем она заключила с Францией союз. Что вызвало негодование у местных дворян, ненавидящих французскую революцию и Наполеона в частности. Уже в 1806 году, в новой войне, Пруссия выступила против Франции. Но потепел страшный разгром под Йеной и в тот же день под Ауэрштедтом. Вскоре был взят Берлин. Но Пруссия даже тогда из войны не вышла, надеясь на Россию. Но напрасно. Россия тоже была в 1807 году побеждена. Наполеон был очень зол по отношению к прусскому королю. В результате Пруссия потерчла 50% своей территории и населения, было организовано несколько марионеточных государств, как Вестфалия и Герцогство Варшавское. С тех пор сила ненависти к французам и национальная боль, чувство позора от неудачных военных действий и своей слпбости прусакам, как и другим немцам воспитать в себе националистично-патриотическую идеологию, нацеленную на объединение разрозненного народа. Что в конечном итоге привело к двум мировым войнам.
С Испанией все немного по-другому. К 19 веку она была отсталой феодальной и аграрной страной, но она была уже зависимой от Францией страной. В конце концов в этой стране возник кризис, когда Королева со своим фаворитом с одной стороны и наследным принцем, которого любил и поддерживал народ обратились за к Наполеону. Посмотрел он на это безобразие, да и снял с должности обе стороны, посадив на престол своего брата. Народ подобного шага не оценил и встране началась освободительная война против французского присутствия. Наполеон отправил туда войска, что и в последствии называл самой большой ошибеой в жизни.
2. По причинам этой войны написаны целые книги, не буду так углкбляться, кратко по целям: Восстановить буферную зону между Европой и Россией в лице Речи посполитой, поскольку Александр ни в какую не соблюдал все союзные соглашения и сам планировал новую войну против Франции. Аторая причина - добиться выполнения требований континентальной блокады Англии, ранее согласованных в Тильзитском мирном договоре 1807 гола.