Бог-покровитель велес людей, подарив им огонь и собрав стада. за это, естественно, его невзлюбили остальные ирийские боги. поэтому древние славяне чтили велеса особо. его называли и богом торговли и богатства, тогда как перун соотносился только с оружием. в древнем киеве идол бога оружия возвышался на горе, а идол второго по значению после перуна бога велеса находился в торговых рядах подола, труженикам разбогатеть, выгодно продавая свои товары. часто в соотношении с перуном бога мудрости выставляют антагонистом и представляют его в образе огромного змея, но принадлежность его к высшему сонму богов никто не оспаривает. они, два главных языческих божества, увековечены на великом памятнике «тысячелетие россии» - памятнике-рассказе, повествующем об нашей страны. анализ
Ве́ле́с[1], Во́лос (Ве́лес[2][3][4], Веле́с[5][6][7], др.-рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии.
Согласно теории «основного мифа» — одно из центральных божеств в славянской мифологии, Змей — антагонист Громовержца Перуна.
Л. Нидерле, А. Л. Погодин, В. Й. Мансикка, М. Фасмер[8] и Л. С. Клейн отделяют Велеса от Волоса. По мнению Г. Ловмянского, «Велес, скорее всего, был русским демоном, не имеющим ничего общего, кроме некой схожести в имени, со скотьим богом Волосом»[9]. Этимология имени Велес точно не выяснена. М. Фасмер предполагал связь Велес с велий (великий) по той же модели, что белёсый ← белый. Ю. В. Подлипчук считает, что бога Велеса, в отличие от Волоса, вовсе не существовало, поскольку немногочисленные примеры употребления этого слова в древнерусских источниках гораздо лучше могут быть поняты исходя из семантики слова «великий»