зако́ны хаммура́пи, также ко́декс хаммура́пи — законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе хаммурапи в 1750-х годах до н. э. один из древнейших правовых памятников в мире.
основной текст свода сохранился в виде клинописной надписи на аккадском языке, высеченной на конусообразной диоритовой стеле, которая была обнаружена французской археологической экспедицией в конце 1901 — начале 1902 года в ходе раскопок древнего города сузы на территории персии. современные исследователи делят законы на 282 параграфа, регулирующих вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, а также частного и уголовного права. около 35 параграфов были стёрты со стелы ещё в древности и в настоящее время частично восстановлены по копиям на глиняных табличках.
законы хаммурапи — результат крупной реформы существовавшего правопорядка, призванной унифицировать и дополнить действие неписаных норм поведения, зародившихся ещё в первобытном обществе. в качестве вершины развития клинописного права древней месопотамии, законы оказывали влияние на правовую культуру древнего востока на протяжении многих столетий. система права, закреплённая вавилонским сводом, стала передовой для своего времени и по богатству нормативного содержания и используемых юридических конструкций была превзойдена лишь позднейшим правом древнего рима.
несмотря на то, что они были созданы на раннем этапе становления ближневосточного сословного общества, что обусловило сравнительную жестокость установленных ими уголовных наказаний, законы отличаются исключительной продуманностью и стройностью правового регулирования. в отличие от большинства других древних памятников востока, для свода хаммурапи характерно практически полное отсутствие сакрально-религиозной мотивировки отдельных правовых норм, что делает его первым в человечества чисто законодательным актом.
би́блия — собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве и составляющих священное писание в этих религиях[2]. в иудаизме библией является танах, именуемый также еврейской библией[3], в христианстве — ветхий завет (танах и дополнительные священные книги) и новый завет[4][5]. книги танаха составляют иудейский канон (др.-греч. κανών «норма, правило»). книги танаха и нового завета являются каноническими во всех христианских конфессиях. различия в библиях различных церквей и конфессий состоят в наличии дополнительных книг и отрывков в ветхом завете и в некотором отличии в переводе. в православии эти дополнительные книги и отрывки названы неканоническими или «анагиноскомена» («рекомендуемые для чтения»), в католицизме — второканоническими, в протестантизме — апокрифическими.
слово «библия» (греч. «книги») в самих священных книгах не встречается и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в iv веке иоанном златоустом и епифанием кипрским.
евреи свои священные книги обозначали названиями: «книги», «священное писание», «танах» — акроним названий трёх разделов еврейской библии — тора (пятикнижие), невиим (пророки) и ктувим (писания). христиане новозаветные канонические писания обозначали названиями «евангелие», «апостол», «апокалипсис» или «откровение иоанна богослова».
ответ:
зако́ны хаммура́пи, также ко́декс хаммура́пи — законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе хаммурапи в 1750-х годах до н. э. один из древнейших правовых памятников в мире.
основной текст свода сохранился в виде клинописной надписи на аккадском языке, высеченной на конусообразной диоритовой стеле, которая была обнаружена французской археологической экспедицией в конце 1901 — начале 1902 года в ходе раскопок древнего города сузы на территории персии. современные исследователи делят законы на 282 параграфа, регулирующих вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, а также частного и уголовного права. около 35 параграфов были стёрты со стелы ещё в древности и в настоящее время частично восстановлены по копиям на глиняных табличках.
законы хаммурапи — результат крупной реформы существовавшего правопорядка, призванной унифицировать и дополнить действие неписаных норм поведения, зародившихся ещё в первобытном обществе. в качестве вершины развития клинописного права древней месопотамии, законы оказывали влияние на правовую культуру древнего востока на протяжении многих столетий. система права, закреплённая вавилонским сводом, стала передовой для своего времени и по богатству нормативного содержания и используемых юридических конструкций была превзойдена лишь позднейшим правом древнего рима.
несмотря на то, что они были созданы на раннем этапе становления ближневосточного сословного общества, что обусловило сравнительную жестокость установленных ими уголовных наказаний, законы отличаются исключительной продуманностью и стройностью правового регулирования. в отличие от большинства других древних памятников востока, для свода хаммурапи характерно практически полное отсутствие сакрально-религиозной мотивировки отдельных правовых норм, что делает его первым в человечества чисто законодательным актом.
би́блия — собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве и составляющих священное писание в этих религиях[2]. в иудаизме библией является танах, именуемый также еврейской библией[3], в христианстве — ветхий завет (танах и дополнительные священные книги) и новый завет[4][5]. книги танаха составляют иудейский канон (др.-греч. κανών «норма, правило»). книги танаха и нового завета являются каноническими во всех христианских конфессиях. различия в библиях различных церквей и конфессий состоят в наличии дополнительных книг и отрывков в ветхом завете и в некотором отличии в переводе. в православии эти дополнительные книги и отрывки названы неканоническими или «анагиноскомена» («рекомендуемые для чтения»), в католицизме — второканоническими, в протестантизме — апокрифическими.
слово «библия» (греч. «книги») в самих священных книгах не встречается и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в iv веке иоанном златоустом и епифанием кипрским.
евреи свои священные книги обозначали названиями: «книги», «священное писание», «танах» — акроним названий трёх разделов еврейской библии — тора (пятикнижие), невиим (пророки) и ктувим (писания). христиане новозаветные канонические писания обозначали названиями «евангелие», «апостол», «апокалипсис» или «откровение иоанна богослова».