В1763 г. началось реформирование сената, над которым, согласно первоначальному проекту, должен был встать императорский совет (20—25 вельмож), ограничивавший власть абсолютного монарха. эта идея отвечала просветителей, и царица первоначально поддержала её и даже подписала манифест о создании императорского совета. однако затем екатерина передумала и надорвала готовый к публикации документ. сенат, по её мнению, действительно превратился в малоэффективный орган. многие из его членов откровенно бездельничали, а остальные были заняты склоками друг с другом. однако свою окрепшую власть государыня теперь ни с кем делить не собиралась. всё закончилось тем, что сенат разделили на шесть департаментов: каждый ведал определённой отраслью государством.в подобных условиях екатерине алексеевне было весьма важно действовать осмотрительно, пытаясь удовлетворить разнообразные и несогласные между собой ожидания подданных. для принятия верных решений императрица совершила ряд поездок в разные регионы своей обширной державы. она побывала в ярославле, костроме, ростове, выборге, ревеле, риге. чуть позже состоялось её плавание по волге с посещением казани, симбирска, саратова. вслед за тем она знакомится с восточной белоруссией.при этом императрице ещё и то, что, в отличие от своих предшественников, она вступила на престол, имея некую программу действий. данная программа сложилась под влиянием идей французского просветительства — модного в то время философского направления. его представителей: вольтера, монтескье, дидро, руссо и других — часто не без оснований называют духовными отцами французской революции 1789—1793 гг. однако если бы только этим и исчерпывалось значение их идей, то не совсем понятно, чем они привлекли к себе внимание монархов — фридриха п в пруссии, екатерины ii в россии.