древнегреческий геродот саков называет «азиатскими скифами». по свидетельству древнеперсидских источников этноним «сак» означает «могучие мужи». иранские источники саков называют «туры с быстрыми конями». греческий писатель 2 века до нашей эры называет их «из всех стрелков самыми искусными, не пускающими стрел на удачу.
памятники культуры саков открыты советскими археологами в южных районах казахстана, в частности, в кургане «иссык» близ алматы.
ц.к.: тасмолинская культура (7-3 век до нашей эры). исследования проводили а.х.маргулан, м.к.кадырбаев. особенность устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют, «усов». наиболее крупные могильники в предгорьях бугулы,каркары, кызылтаса,кента, улытау. в развитии тасмолинской культуры выделяют 3 этапа: 1) 6-7 век д.н.э. к нему относятся могильники тасмола,караморум,нурмамбет 2) 5-3 в.д.н.э.- традиции в обряде сохраняются, но исчезает обряд захоронения лошадей. 3) 3-1 в.д.н.э.- сохраняется прежнее устройство курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды.
восточный казахстан: 3 этапа. 1) майэмирский – 7-6 век д.н.э.
2 этапа: 1) ранний-8-6 век д.н.э. 2) поздний-5-3 в.д.н.э.
термин сарматы употребляется в античных источниках с 3 века д.н.э. в основном, сведения греческих и римских авторов - геродота, диодора, плиний, полибий.
археологические памятники: богатые захоронения сарматов обнаружены в чингирлауском районе западного казахстана. курганы целинный,сынтас,бесоба обнаружены в актюбинской области.
религия.
а)главными были культ вождя и царя. царь считался избранником бога, посредником между небом и землёй, центром мира. он проводил первую борозду на весенней пахоте. царей и вождей отождествляли солнечным божеством.
б) саки поклонялись солнцу,ветру, грозе, грому. по из представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц.
в) святилища, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, соблюдали культ предков и культ огня. археологами обнаружено, что у саков семиречья существовал храм огня.
искусство. с 7 века у саков возник в искусстве «звериный стиль». главная тема- изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. сюжетная основа – мифы о происхождении людей от различных животных. в начале нашей эры этот стиль исчезает.
саки говорили на восточноиранском языке. на развитие скаской культуры большое влияние оказала культура ахеменидского ирана. яркий представитель сакской духовной культуры- мыслитель анахарсис.(6 век до н.э.)
археологические памятники: иссыкский курган 1969-70 г.г.найдены экспедицией акишева. курган состоит из 45 могильников. в кургане обнаружены останки молодого сакского вождя. особое значение имеет надпись на серебряной чаше из 26 руноподобных знаков. в кургане найдено чсвыше 4000 золотых предметов.
бесшатырский- 31 могильник (5-4 век до нашей эры) найдено деревянная постройка из массивных стволов елей. находки из кургана свидетельствуют, что сакская знать стремилась увековечить свое господствующее положение и после смерти сооружали громадные памятники.
городище чирик-рабат, мавзолеи бабиш мулла, – памятники приаралья. столица саков апасиаков. цитадель чирик рабата служила местом захоронения знатных особ. в погребении найдено обломки глиняных кувшинов, железный меч, бронзовый наконечник.
шиликтинский. в 1947 г. черников. курган состоит из 17 могильников, останки сакского царя-третий золотой человек.
древнегреческий геродот саков называет «азиатскими скифами». по свидетельству древнеперсидских источников этноним «сак» означает «могучие мужи». иранские источники саков называют «туры с быстрыми конями». греческий писатель 2 века до нашей эры называет их «из всех стрелков самыми искусными, не пускающими стрел на удачу.
памятники культуры саков открыты советскими археологами в южных районах казахстана, в частности, в кургане «иссык» близ алматы.
ц.к.: тасмолинская культура (7-3 век до нашей эры). исследования проводили а.х.маргулан, м.к.кадырбаев. особенность устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют, «усов». наиболее крупные могильники в предгорьях бугулы,каркары, кызылтаса,кента, улытау. в развитии тасмолинской культуры выделяют 3 этапа: 1) 6-7 век д.н.э. к нему относятся могильники тасмола,караморум,нурмамбет 2) 5-3 в.д.н.э.- традиции в обряде сохраняются, но исчезает обряд захоронения лошадей. 3) 3-1 в.д.н.э.- сохраняется прежнее устройство курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды.
восточный казахстан: 3 этапа. 1) майэмирский – 7-6 век д.н.э.
шиликтинский курган – исследован археологом с.с.черниковым. 2) берельский – 5-4 в.д.н.э.
3) кулажургинский – 3-1 в.д.н.э.
семиречье, ю.к: некрополи: бесшатыр, иссыкский,тургенский,кигенский,алексеевский.
2 этапа: 1) ранний-8-6 век д.н.э. 2) поздний-5-3 в.д.н.э.
термин сарматы употребляется в античных источниках с 3 века д.н.э. в основном, сведения греческих и римских авторов - геродота, диодора, плиний, полибий.
археологические памятники: богатые захоронения сарматов обнаружены в чингирлауском районе западного казахстана. курганы целинный,сынтас,бесоба обнаружены в актюбинской области.
религия.
а)главными были культ вождя и царя. царь считался избранником бога, посредником между небом и землёй, центром мира. он проводил первую борозду на весенней пахоте. царей и вождей отождествляли солнечным божеством.
б) саки поклонялись солнцу,ветру, грозе, грому. по из представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц.
в) святилища, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, соблюдали культ предков и культ огня. археологами обнаружено, что у саков семиречья существовал храм огня.
искусство. с 7 века у саков возник в искусстве «звериный стиль». главная тема- изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. сюжетная основа – мифы о происхождении людей от различных животных. в начале нашей эры этот стиль исчезает.
саки говорили на восточноиранском языке. на развитие скаской культуры большое влияние оказала культура ахеменидского ирана. яркий представитель сакской духовной культуры- мыслитель анахарсис.(6 век до н.э.)
археологические памятники: иссыкский курган 1969-70 г.г.найдены экспедицией акишева. курган состоит из 45 могильников. в кургане обнаружены останки молодого сакского вождя. особое значение имеет надпись на серебряной чаше из 26 руноподобных знаков. в кургане найдено чсвыше 4000 золотых предметов.
бесшатырский- 31 могильник (5-4 век до нашей эры) найдено деревянная постройка из массивных стволов елей. находки из кургана свидетельствуют, что сакская знать стремилась увековечить свое господствующее положение и после смерти сооружали громадные памятники.
городище чирик-рабат, мавзолеи бабиш мулла, – памятники приаралья. столица саков апасиаков. цитадель чирик рабата служила местом захоронения знатных особ. в погребении найдено обломки глиняных кувшинов, железный меч, бронзовый наконечник.
шиликтинский. в 1947 г. черников. курган состоит из 17 могильников, останки сакского царя-третий золотой человек.
берельский курган-восточный казахстан. 1999 г. самашев. обнаружено 16 жертвенных лошадей, ювелирные украшения, керамическая посуда.