От 11 в. в Киеве до нашего времени сохранился собор Св. Софии (1030– 1040-е гг.) – пятинефный пятиапсидный 13-купольный храм, обнесённый внутренней двухэтажной галереей (перестроен в 17 в. в духе «украинского барокко»). Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство на Руси. Мастера, строившие Киевскую Софию, участвовали в строительстве Софийского собора в Новгороде (1045–1050). Новгородская София проще и лаконичнее киевской: пятикупольный пятинефный храм с широкой галереей. В убранстве собора отсутствовали мо заики, мраморная отделка стен и шифер. Для строительства использован местный известняк. Во многом близок новгородскому храму Софии Софийский собор в Полоцке (середина 11 в.). На заре сложения владимиро-суздальской художественной традиции, в 1150-е гг., здесь работали в основном галицкие мастера. Искусство Владимирской земли достигло расцвета при князе Андрее Юрьевиче Боголюбском. Сохранившийся памятник тех лет – Золотые ворота во Владимире – две мощные опоры с надвратной церковью Ризоположения (1164). Главная святыня Владимира – Успенский собор (1158–61) – величественный шестистолпный храм, сложенный из больших, плотно пригнанных друг к другу плит местного белого известняка с забутовкой («бут» – щебень, строительные остатки, которыми заполняли пространство между двумя плитами). Горизонтально по всему фасаду собора проходит аркатурный пояс: лопатки, членящие фасад, украшены полуколонками, такие же полуколонки на апсидах; перспективные порталы, щелевидные окна. Прясла скупо украшены скульптурными рельефами. Все эти черты стали типичными для архитектуры Владимирской земли. Как и в Чернигове, романские черты проявились в основном в декоре, резьбе; а в конструкции, плане, решении объёмов сказались киевские традиции. Один из самых поэтических древнерусских храмов – Покрова на Нерли (1165) – одноглавый четырёхстолпный храм. В нём присутствуют все характерные черты владимирского зодчества (щелевидные окна, перспективные порталы, аркатурный пояс по фасадам и карнизу апсид), но в отличие от Успенского собора он весь устремлён ввысь, храм поражает гармонией форм, лёгкостью пропорций, поэтичностью образа. В 1194–97 на центральном холме Владимира был возведён Дмитриевский собор – одноглавый, трёхнефный, четырёхстолпный – собор той же ясной и чёткой конструкции, что и церковь Покрова на Нерли. Но в отличие от последней собор внушителен и массивен, эпически торжествен. Особенностью Дмитриевского собора является его резьба, которой сплошь украшена его верхняя часть. Почти всё пространство заполнено растительным орнаментом, изображениями зверей и «птищ», сказочными и бытовыми мотивами. Манера изображения чисто русская, плоскостная, в некоторых случаях идущая от навыков деревянной резьбы. Расположение рельефов «строчное», как в народном искусстве. Одной из последних построек домонгольской поры был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230–34), сверху донизу покрытый резьбой. О монументальной живописи этой школы можно судить по сохранившимся фрагментам сцены Страшного суда Дмитриевского собора (кон. 12 в.). Большая по размерам икона «Богоматерь Оранта – Великая Панагия» – произведение, по праздничному колориту перекликающееся с Орантой Киевской Софии. Однако суть образа не в предстоянии Богоматери Христу, а в её обращении к молящимся, поэтому её мафорий напоминает покров. Типичный храм Новгородской и Псковской земель – небольшая, кубической формы, одноглавая церковь с одной или тремя апсидами, из которых две боковые бывают понижены (церковь на Нередице, 1198).