1. Самый главный факт - идея, выдвинутая Филофеем "Москва-третий Рим", как бы символизирующая центр православия и христианства ( Первый Рим -пал; второй - Константинополь - пал, третий Москва - стоит и будет стоять). Русские в 16 веке относились к своим соседям пренебрежительно, вели агрессивную внешнюю политику ( Ливонская война, Присоединение Казани и Астрахани и пр.). С моей точки зрения, таким образом, нельзя вести свою внешнюю политику, которая строилась на принципе исключительности России. С точки зрения моего предка из 16 века, наверное, вполне возможно
Александр невский (1220—1263) — сын ярослава всеволодовича, внук всеволода большое гнездо. князь новгородский (1236—1251), великий князь владимирский (с 1252 года). после разгрома шведских военных отрядов биргера в устье невы в 1240 году стал именоваться невским. 5 апреля 1242 года на льду чудского озера разгромил войска ливонского ордена, обеспечив независимость северо-западной руси от иноземцев. будучи великим князем владимирским, принимал меры по предотвращению разорительных набегов монголо-татар на русь. был канонизирован православной церковью как воин-избавитель, выступавший также и против введения католичества в северо-западных землях. евпаттий коловратий — легендарный богатырь, рязанский боярин. в 1237 году с «полком» в 1700 человек нанес поражение монголо-татарам на суздальской земле. убит в бою. воспет в «повести о разорении рязани батыем». даниил александрович (1261—1303) — младший сын александра невского. великий князь московский. при нем московское княжество выделилось из владимирского в качестве самостоятельного, основал данилов монастырь. канонизирован православной церковью. иван данилович калита (1296—1341) — сын даниила александровича. великий князь московский (с 1325 года) и великий князь владимирский (с 1328 года). оказав орде в подавлении тверского восстания в 1327 году, получил ярлык на княжение в костроме. в 1332 году получил основную часть великокняжеских владений. значительно пополнил казну. расширяя территорию московского княжества, повышая его влияние и авторитет, иван калита заложил основы для последующего превращения москвы в центр собирания земель и борьбы против монголо-татарского ига. сергий радонежский (около 1321—1391) — основатель и игумен троице-сергиева монастыря. инициатор введения общежитийного устава в монастырях. активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя дмитрия донского. источник: