Десятинная церковь в Киеве, построенная по приказу святого равноапостольного князя Владимира, явилась отображением народной души, просвещенной Крещением Руси. Точная дата закладки храма неизвестна, существуют лишь предположения, но вот освящен он был в 996 году 12 мая. В летописных сводах церковь посвящают Пресвятой Богородице, но вот Рождеству Ее или же Успению – доподлинно это узнать ныне нельзя. Название «Десятинная» церковь получила потому, что князь Владимир решил выделять на содержание храма и духовенства десятую часть от своих доходов. Десятинная церковь была построена «на крови». Первые православные мученики на Руси Феодор-варяг и сын его Иоанн приняли кончину во имя Господа Иисуса Христа в 983 (или в 978) году от рук язычников именно там, где почти через десятилетие возвели храм. Обратимся опять к летописи: «И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили». В 1908 г. археологи раскопали полуобгоревший сруб дома, где жили и погибли исповедники Христовы… Десятинная церковь стала источником и духовного научения Руси. В храме находились долгое время мощи святых Ольги, Владимира, Феодора и Иоанна, а также глава сщмч. Климента. Неслучайно здесь святой Иларион Киевский (еще до избрания на митрополичью кафедру) произнес в похвалу равноапостольному князю Владимиру свое «Слово о Законе и Благодати». Церковь была разрушена в 1240 г. во время татаро-монгольского нашествия. По преданию, киевляне, отбиваясь от врагов, скопились наверху храма, и купол рухнул… Так закончилась Киевская Русь… Десятинная церковь восстанавливалась в последующие века несколько раз. В 1636 г. митрополит Петр (Могила) благословил возрождение храма. А в 1654 году храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1828 году началось возведение новой Десятинной церкви (старую XVII века пришлось разобрать). И в 1842-м в храме вновь начались службы. Но на Россию постепенно надвигалось лихолетье. В 1936 году Советская власть уничтожила церковь. Однако нельзя стереть память и выкорчевать святость. В 2009 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря… Десятинная церковь своей историей доказывает, что когда ослабевают люди, то в тихое (без фанфар и медных труб!) наступление переходят храмы, в наступление переходит Церковь, в наступление переходит Бог! А кто в состоянии противиться Господу? Христос даже разгром обращает в победу! Ведь Пасха и показывает, как мнимое поражение стало торжеством Красоты, Правды, Веры, Надежды и Любви! «Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» (Святитель Иоанн Златоуст).
Название «Десятинная» церковь получила потому, что князь Владимир решил выделять на содержание храма и духовенства десятую часть от своих доходов.
Десятинная церковь была построена «на крови». Первые православные мученики на Руси Феодор-варяг и сын его Иоанн приняли кончину во имя Господа Иисуса Христа в 983 (или в 978) году от рук язычников именно там, где почти через десятилетие возвели храм.
Обратимся опять к летописи: «И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили».
В 1908 г. археологи раскопали полуобгоревший сруб дома, где жили и погибли исповедники Христовы…
Десятинная церковь стала источником и духовного научения Руси. В храме находились долгое время мощи святых Ольги, Владимира, Феодора и Иоанна, а также глава сщмч. Климента. Неслучайно здесь святой Иларион Киевский (еще до избрания на митрополичью кафедру) произнес в похвалу равноапостольному князю Владимиру свое «Слово о Законе и Благодати».
Церковь была разрушена в 1240 г. во время татаро-монгольского нашествия. По преданию, киевляне, отбиваясь от врагов, скопились наверху храма, и купол рухнул…
Так закончилась Киевская Русь…
Десятинная церковь восстанавливалась в последующие века несколько раз. В 1636 г. митрополит Петр (Могила) благословил возрождение храма. А в 1654 году храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1828 году началось возведение новой Десятинной церкви (старую XVII века пришлось разобрать). И в 1842-м в храме вновь начались службы.
Но на Россию постепенно надвигалось лихолетье. В 1936 году Советская власть уничтожила церковь.
Однако нельзя стереть память и выкорчевать святость. В 2009 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря…
Десятинная церковь своей историей доказывает, что когда ослабевают люди, то в тихое (без фанфар и медных труб!) наступление переходят храмы, в наступление переходит Церковь, в наступление переходит Бог! А кто в состоянии противиться Господу? Христос даже разгром обращает в победу! Ведь Пасха и показывает, как мнимое поражение стало торжеством Красоты, Правды, Веры, Надежды и Любви!
«Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» (Святитель Иоанн Златоуст).