В гуннское объединение входили различные племена. Государство гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья.
Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» – темники. Ими являлись обычно сыновья правителя или его близкие родственники. Они возглавляли 24 рода, а все 24 темника подчинялись лично шаньюю.
У каждого темника имелось по 10 000 вооруженных всадников. Темник назначал тысячников, сотников и десятников. Каждому из них определял территорию с кочующим населением. Все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду. Каждый должен был заниматься воинскими упражнениями, иметь при себе оружие – лук со стрелами, саблю и копье.
Правящий слой империи состоял из родоплеменной знати. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам». Все собравшиеся были родственниками шаньюя. Они обсуждали государственные дела.
В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. При существующем еще родовом строе в гуннском обществе начали формироваться новые отношения. Появились частно-семейная и личная собственность на скот и на землю. У гуннов имелись рабы из числа военнопленных и населения подвластных областей. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников, землепашцев.
Для содержания аппарата управления взимались налоги. Имелась у гуннов и письменность.
Отношение русского правительства к казачеству в XVI в. было весьма противоречивым. После присоединения Казани и Астрахани русское правительство стало выражать особую заинтересованность в установлении прочного мира с ногайцами и в создании условий для безопасного судоходства на Волге. Оно начало вытеснять казаков с этой реки. Часть казачьей вольницы уходила на Дон, а также на Северный Кавказ; об уходе казаков "в Черкасы" (т.е. на Северный Кавказ) впервые сообщалось под 1563 г. Силы казаков на Дону и в Предкавказье были, однако, еще не столь велики. Не случайно в 1569 г. янычары и крымские татары беспрепятственно вверх по Дону от Азова до Переволоки во время своего похода на Астрахань. Но во время отступления турецких войск от Астрахани казаки нанесли им удар вблизи Азова. Однако с 1570 г. началось постоянное использование правительством донских казаков для выполнения отдельных поручений. В марте этого года атаману М. Черкашенину и казакам "его прибору" было поручено проводить от Рыльска к Азову посла И. Новосильцова. Царь Иван IV писал казакам, чтобы они Новосильцова слушали во всех государевых делах и "тем бы вы Нам послужили", "а Мы вас за вашу службу жаловать хотим". Официальная казачья историография именно с этого события 1570г. начинала историю войска Донского, и в 1870 г. отмечалось его трехсотлетие. В 80-90-х гг. XVI в. отношения между казаками и русским правительством приобрели более регулярный характер, что определялось их заинтересованностью в поддерживании связей. Казаки Дона и Терека выполняли отдельные конкретные поручения правительства (проводы и встреча русских и турецких посольств, разведка, отдельные боевые поручения), за что получали жалование. Известно, что в 1571, 1584, 1592,1593 и 1594 гг. Москва присылала донцам жалование деньгами, хлебом, вином, порохом, свинцом, селитрой (для пороха), ядрами и сукном. Казачество сохраняло полную самостоятельность. Правительство России в 90-х гг. уже предпринимало попытки подчинить себе эту вольницу, регламентировать ее жизнь и деятельность. В 1592 г. На Дон был прислан "в головы" боярский сын Петр Хрущов, но казаки его не приняли, заявив: "прежде мы служили государю, а голов у нас не бывало, а служивали своими головами, и ныне де рады служить своими головами, а не с Петром". Жесткие меры правительства Б. Годунова в отношении казачества - запрет донцам пересекать засечные черты государства для торговли, сопровождения освобожденного ими русского полона или на богомолье нарастанию противоречий и активному участию казаков в событиях Смутного времени начала XVII в.
В гуннское объединение входили различные племена. Государство гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья.
Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» – темники. Ими являлись обычно сыновья правителя или его близкие родственники. Они возглавляли 24 рода, а все 24 темника подчинялись лично шаньюю.
У каждого темника имелось по 10 000 вооруженных всадников. Темник назначал тысячников, сотников и десятников. Каждому из них определял территорию с кочующим населением. Все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду. Каждый должен был заниматься воинскими упражнениями, иметь при себе оружие – лук со стрелами, саблю и копье.
Правящий слой империи состоял из родоплеменной знати. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам». Все собравшиеся были родственниками шаньюя. Они обсуждали государственные дела.
В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. При существующем еще родовом строе в гуннском обществе начали формироваться новые отношения. Появились частно-семейная и личная собственность на скот и на землю. У гуннов имелись рабы из числа военнопленных и населения подвластных областей. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников, землепашцев.
Для содержания аппарата управления взимались налоги. Имелась у гуннов и письменность.
Однако с 1570 г. началось постоянное использование правительством донских казаков для выполнения отдельных поручений. В марте этого года атаману М. Черкашенину и казакам "его прибору" было поручено проводить от Рыльска к Азову посла И. Новосильцова. Царь Иван IV писал казакам, чтобы они Новосильцова слушали во всех государевых делах и "тем бы вы Нам послужили", "а Мы вас за вашу службу жаловать хотим". Официальная казачья историография именно с этого события 1570г. начинала историю войска Донского, и в 1870 г. отмечалось его трехсотлетие.
В 80-90-х гг. XVI в. отношения между казаками и русским правительством приобрели более регулярный характер, что определялось их заинтересованностью в поддерживании связей. Казаки Дона и Терека выполняли отдельные конкретные поручения правительства (проводы и встреча русских и турецких посольств, разведка, отдельные боевые поручения), за что получали жалование. Известно, что в 1571, 1584, 1592,1593 и 1594 гг. Москва присылала донцам жалование деньгами, хлебом, вином, порохом, свинцом, селитрой (для пороха), ядрами и сукном.
Казачество сохраняло полную самостоятельность. Правительство России в 90-х гг. уже предпринимало попытки подчинить себе эту вольницу, регламентировать ее жизнь и деятельность. В 1592 г. На Дон был прислан "в головы" боярский сын Петр Хрущов, но казаки его не приняли, заявив: "прежде мы служили государю, а голов у нас не бывало, а служивали своими головами, и ныне де рады служить своими головами, а не с Петром". Жесткие меры правительства Б. Годунова в отношении казачества - запрет донцам пересекать засечные черты государства для торговли, сопровождения освобожденного ими русского полона или на богомолье нарастанию противоречий и активному участию казаков в событиях Смутного времени начала XVII в.