Одной из особенностей казахской национальной интеллигенции было то, что она сформировалась на стыке взаимодействия и контакта двух социумов — русского и местного традиционного. Большинство представителей национальной интеллигенции получили высшее образование в учебных заведениях России, что наложило отпечаток на формирование их мировоззрения. Другое направление оформилось под влиянием Востока. Это не могло не отразиться на оформлении основных политических течений в казахской степи начала ХХ в., о чем в свое время писал и А.Букейханов: «В ближайшем будущем в степи, вероятно, организуются две политические партии, соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одно из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с другими мусульманами. Другое, западническое направление, видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова»1.
По-разному представители этих течений относились, в частности, к вопросу государственного устройства Казахстана, что окончательно оформилось в ходе революционных событий 1917-1920-х годах ХХ в. Так называемые «западники» видели будущее казахов в составе России, но России демократической, свободной от монархической власти. Наиболее ярко взгляды этой части национальной интеллигенции нашли отражение в первом разделе проекта программы партии «Алаш», который назывался «Форма государства». Среди авторов этого проекта — А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и другие. Говоря о демократической федеративной России, авторы проекта значение федерации видели в «... объединении равных (подчеркнуто нами) государств». В проекте программы говорилось: «В федеративной республике каждое государство будет самостоятельным, но они будут совместно сотрудничать. Каждое из них самоуправляется». Эти тезисы напрямую пересекались с положениями «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятой на III Всероссийском съезде Советов в 1918 г. (ср.: Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик). Авторы проекта предлагали «. парламентскую республику с двухпалатной структурой высшего представительного органа: Учредительное собрание и Государственная Дума»2. Эти положения были внове для того времени не только для казахской степи, но и для Центральной России.
60-м годам XIX века реформы, проведенные в 1822 и 1824 годах, постепенно теряли свою значимость. Назрела острая необходимость в проведении новых реформ.
Во-первых,
в Степи по прежнему сохранялась власть султанов. Она мешала активной колонизации региона царским правительством.
Во-вторых,
административно-территориальное деление, которое было принято согласно уставам, вследствие присоединения новых территорий, также не соответствовало изменившимся условиям. Так, к середине 60-х годов XIX века к Российской империи была уже присоединена территория Южного Казахстана и Семиречья. Теперь нужны были меры административного подчинения и хозяйственного закрепления региона. Требовалась унификация управления краем путем максимального приближения к управленческой структуре других регионов России,
В-третьих,
развивающаяся промышленность европейской части империи все больше нуждалась в дешевых источниках сырья и рабочей силе.
В-четвертых,
огромные территории Казахстана, населенные преимущественно казахами, требовали введения единых налогов.
В-пятых,
появилась необходимость организованного переселения безземельных крестьян из европейской части России в Казахстан. Именно эти причины стали основополагающими для проведения новых административно-территориальных и социально-экономических реформ в Казахстане.
Одной из особенностей казахской национальной интеллигенции было то, что она сформировалась на стыке взаимодействия и контакта двух социумов — русского и местного традиционного. Большинство представителей национальной интеллигенции получили высшее образование в учебных заведениях России, что наложило отпечаток на формирование их мировоззрения. Другое направление оформилось под влиянием Востока. Это не могло не отразиться на оформлении основных политических течений в казахской степи начала ХХ в., о чем в свое время писал и А.Букейханов: «В ближайшем будущем в степи, вероятно, организуются две политические партии, соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одно из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с другими мусульманами. Другое, западническое направление, видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова»1.
По-разному представители этих течений относились, в частности, к вопросу государственного устройства Казахстана, что окончательно оформилось в ходе революционных событий 1917-1920-х годах ХХ в. Так называемые «западники» видели будущее казахов в составе России, но России демократической, свободной от монархической власти. Наиболее ярко взгляды этой части национальной интеллигенции нашли отражение в первом разделе проекта программы партии «Алаш», который назывался «Форма государства». Среди авторов этого проекта — А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и другие. Говоря о демократической федеративной России, авторы проекта значение федерации видели в «... объединении равных (подчеркнуто нами) государств». В проекте программы говорилось: «В федеративной республике каждое государство будет самостоятельным, но они будут совместно сотрудничать. Каждое из них самоуправляется». Эти тезисы напрямую пересекались с положениями «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятой на III Всероссийском съезде Советов в 1918 г. (ср.: Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик). Авторы проекта предлагали «. парламентскую республику с двухпалатной структурой высшего представительного органа: Учредительное собрание и Государственная Дума»2. Эти положения были внове для того времени не только для казахской степи, но и для Центральной России.
Объяснение:
ВЗЯНО С САЙТА : bebliotekar.kz
60-м годам XIX века реформы, проведенные в 1822 и 1824 годах, постепенно теряли свою значимость. Назрела острая необходимость в проведении новых реформ.Во-первых,
в Степи по прежнему сохранялась власть султанов. Она мешала активной колонизации региона царским правительством.Во-вторых,
административно-территориальное деление, которое было принято согласно уставам, вследствие присоединения новых территорий, также не соответствовало изменившимся условиям. Так, к середине 60-х годов XIX века к Российской империи была уже присоединена территория Южного Казахстана и Семиречья. Теперь нужны были меры административного подчинения и хозяйственного закрепления региона. Требовалась унификация управления краем путем максимального приближения к управленческой структуре других регионов России,В-третьих,
развивающаяся промышленность европейской части империи все больше нуждалась в дешевых источниках сырья и рабочей силе.В-четвертых,
огромные территории Казахстана, населенные преимущественно казахами, требовали введения единых налогов.В-пятых,
появилась необходимость организованного переселения безземельных крестьян из европейской части России в Казахстан. Именно эти причины стали основополагающими для проведения новых административно-территориальных и социально-экономических реформ в Казахстане.