Период с конца ХVII до 40-х годов ХVIII в. определяется нами как первый, самый ранний этап в формировании старообрядчества на Южном Урале. Процесс шел по двум направлениям. Во-первых, с юго-запада со стороны территорий, занимаемых издавна яицким казачеством, и из Керженских скитов. Во-вторых, – с северо-востока, из Исетского края. .. Анализ архивных документов позволяет выявить места расселения старообрядцев и их приблизительную численность в середине ХIХ в. В 1840-50-х годах они фиксировались, кроме упомянутых выше, на Благовещенском (169 чел.) , Архангельском (277 чел.) , Воскресенском (35 чел.) , Верхоторском (57 чел.) , Богоявленском (169 чел.) , Саткинском (46 чел.) , Кусинском (167 чел.) , Катав-Ивановском (61 чел.) , Юрюзань-Ивановском (167 чел.) , Златоустовском заводах и в относящихся к ним многочисленных деревнях18. Реальные цифры всегда существенно занижались, но даже по официальным данным только на восьми предприятиях в 1911 г. было 17 346 старообрядцев. Таким образом, в течение почти всего ХVIII столетия русское старообрядческое население на Южном Урале локализуется преимущественно в горной зоне, вдоль Уральского хребта, т. е. в местах концентрации промышленных предприятий и относящихся к ним сел. Горнозаводское строительство в 40-90-х годах ХVIII в значительному увеличению численности старообрядцев на Южном Урале. остальное по ссылочке
Царь был с детства воспитан в духе православного благочестия, для своего времени был весьма образованным человеком. Также с детства он знаком и с некоторыми моментами западной культуры. Царь обладал очень добрым характером, однако, имел склонность к вспыльчивости. Здоровье его не было крепким, он прожил всего 46 лет. Личное благочестие А. М. было очень высоким, он прекрасно знал церковные уставы, строго соблюдал посты, выстаивал многочасовые службы; клал до полутора тысяч поклонов в день. Понятие о Божественном происхождении власти православного Государя роднит его с Грозным Царем, однако, характер его совершенно другой, за что в народе за ним закрепилось имя «Тишайшего». Современники и иностранцы признавали в нем богатые природные дарования. Общее суждение о Царе было, что это был бы добрейший и мудрейший Государь, если бы не слушался дурных и глупых советников. Ключевский признает его лучшим из русских людей XVII века, но только не на престоле. В характере его не было ничего боевого, он не мог направлять и двигать людей. (Это существенное отличие от характеристики Платонова, у которого А. М. выглядит безукоризненно и однозначно положительным человеком).
Тем не менее, Ключевский ставит его во главе тех, кто своими действиями подготовил петровские реформы. Он не дал руководящих идей для реформы, но выступить первым реформаторам. Он не дал плана реформ, но создал преобразовательные настроения.
Таким образом, по оценке Ключевского, общие результаты государственной политики при А. М. как в области внутренней и церковной, так и внешней не были положительны – государство не было удачно реформировано. Однако сам Царь с некоторыми ближайшими сумел создать предпосылки и настроения, которые впоследствии привели к реформам Петра Великого.
Анализ архивных документов позволяет выявить места расселения старообрядцев и их приблизительную численность в середине ХIХ в. В 1840-50-х годах они фиксировались, кроме упомянутых выше, на Благовещенском (169 чел.) , Архангельском (277 чел.) , Воскресенском (35 чел.) , Верхоторском (57 чел.) , Богоявленском (169 чел.) , Саткинском (46 чел.) , Кусинском (167 чел.) , Катав-Ивановском (61 чел.) , Юрюзань-Ивановском (167 чел.) , Златоустовском заводах и в относящихся к ним многочисленных деревнях18. Реальные цифры всегда существенно занижались, но даже по официальным данным только на восьми предприятиях в 1911 г. было 17 346 старообрядцев. Таким образом, в течение почти всего ХVIII столетия русское старообрядческое население на Южном Урале локализуется преимущественно в горной зоне, вдоль Уральского хребта, т. е. в местах концентрации промышленных предприятий и относящихся к ним сел. Горнозаводское строительство в 40-90-х годах ХVIII в значительному увеличению численности старообрядцев на Южном Урале.
остальное по ссылочке
Тем не менее, Ключевский ставит его во главе тех, кто своими действиями подготовил петровские реформы. Он не дал руководящих идей для реформы, но выступить первым реформаторам. Он не дал плана реформ, но создал преобразовательные настроения.
Таким образом, по оценке Ключевского, общие результаты государственной политики при А. М. как в области внутренней и церковной, так и внешней не были положительны – государство не было удачно реформировано. Однако сам Царь с некоторыми ближайшими сумел создать предпосылки и настроения, которые впоследствии привели к реформам Петра Великого.