Eiropā senajos laikos visstraujāk attīstījās Vidusjūras pie- krastes zemes. Tur izveidojās sengrieku un romiešu civilizācijas. kurām bija izcili sasniegumi valsts pārvaldē, saimniecībā, kara- mākslā un kultūrā. 4. gadsimtā sākusies Lielā tautu staigāšana un Rietumromas impērijas sabrukums pilnībā izmainīja Eiropas turpmāko attīstību. Tās vēsturisko virzību ietekmēja germāņu tautas, kuras romieši sauca par barbariem, kā arī slāvi un stepju klejotāji no austrumiem. Dažu gadsimtu gaitā bijušās Romas impērijas rietumu daļā, pēc tam arī Viduseiropā un Austrumei- ropā radās jaunas valstis. Līdz 11. gadsimtam bija izveidojušās lielākā daļa no mūsdienu Eiropas kartē atrodamajām valstīm. Viduslaikiem raksturīgā sabiedrība veidojās romiešu un barbaru mijiedarbībā. Liela nozīme šajā procesā bija kristīgajai ticībai, kura pakāpeniski izplatījās visās jaundibinātajās valstīs. Tā deva kopēju vērtību sistēmu, ietekmēja kultūru un tradīcijas. 7. gadsimtā Arābijas pussalā radās jauna religija - islāms, kas veicināja arābu cilšu apvienošanos. 8. gadsimtā iekarojumu rezultātā arābi valdīja plašās Āzijas un Ziemeļāfrikas teritorijās, kā arī daļā Eiropas - Pireneju pussalā un vēlāk Balkānos. Viduslaikos auga un attīstījās pilsētas. Tirdzniecību starp tuvām un tālām zemēm veicināja arī skandināvu kuģotāji un tir- gotāji vikingu laikmetā. Kopš 9. gadsimta Ziemeļeiropas katoļu garīdznieku un sen- krievu hronikās pieminēta tagadējā Latvijas teritorija un tās iedzīvotāji. Tas liecina par centieniem attīstīt tirdzniecības saka- rus un izplatīt kristietību baltu un somugru zemēs. Līdz mūsu ēras pirmā gadu tūkstoša beigām Eiropā bija nostip- rinājušies trīs atšķirīgi un savstarpēji konkurējoši spēki - Bizan- tijas impērija, Rietumu kristīgā civilizācija un islāma pasaule. Bizantieši runāja grieķu valodā, viņi saglabāja daudzas Romas impērijas tradīcijas, kā arī dziļu un spēcīgu kristīgo ticību. Rie- tumeiropā šajā laikā veidojās barbaru karalistes, kuru izglītotie ļaudis pārņēma romiešu civilizācijas sasniegumus un sazinājās latīņu valodā. Islāma pasaulē ticīgie bija musulmaņi, viņi runāja arābu, kā arī persiešu un tjurku valodā. Laika gaitā Eiropā pār- svaru guva Rietumu kristīgā civilizācija. 82
Kuras valstis Eiropā bija izveidojusas lidz 11 gadsimtam?
Кангюй (канглы, в китайском произношении Канцзюй) — государство в Средней Азии (около II века до н. э. — IV век н. э.) в районе нижней и средней Сырдарьи (Ферганская долина).
Посетивший эти места во II в. до н. э. Чжан Цянь описывает Кангюй как крупное государство, населенное кочевыми племенами, но имеющее и города. По мнению историка Л. А. Боровковой, кангюйцы по облику были европеоидами, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и отгонным скотоводством.
Есть мнение, что кангюй связан с современным этнонимом канглы — родов в составе современных казахов (қаңлы), киргизов (каңды), башкир (ҡаңлы, ҡанны), узбеков (конгли) и якутов. Как отмечает Л. Н. Гумилев:
Населен Кангюй был, по-видимому, редко, так как Чжан Цянь указывает число войска в 90 тыс. человек, то есть взрослых мужчин, что обычно составляет 20 % населения. Следовательно, кангюйцев было около 400 тысяч. Эта цифра немалая для тех времен. Почти столько же было персов в эпоху Кира и лишь вдвое больше греков.[1]
Последние раскопки городища Куль-Тобе на территории Южно-Казахстанской области в 2006 году, сделанные казахскими археологами во главе с доктором исторических наук, профессором Александром Николаевичем Подушкиным, дают надежду на новое, более полное понимание истории этого древнего племени. В результате раскопок были обнаружены глиняные кирпичи-таблицы с древними письменами, а также погребение, аналогичное Иссыкскому кургану.
Работа по созданию новой истории литературы основана на концепции, вытекающей из необходимости учета не только принципа историзма, но главным образом закономерностей развития мировой литературы и внутреннего развития национальной художественной мысли и культуры. Это предполагает не слепое следование за гражданской историей или политической историей государства, хотя никто не может отрицать, что духовная жизнь общества тесно связана с историческими и социально-политическими условиями страны.
Новая история литературы в 10 томах будет периодизироваться по-новому, исходя из эволюции художественного слова по законам эстетики. Это означает, что казахская литература в своем художественном развитии три больших этапа: 1) литература до Абая (древний и средневековый период), 2) литература абаевской эпохи (новое время), 3) послеабаевская литература (новейшее время).
1 том - история казахского фольклора,
2 том - история древней литературы,
3 том - история казахской литературы средневековья и периода казахского ханства,
4 том - история казахской литературы I половины XIX века,
5 том - история казахской литературы II половины XIX века,
6 том - история казахской литературы начала ХХ века,
7 том - история казахской литературы 20-30 годов ХХ века,
8 том - история казахской литературы 40-60 годов ХХ века,
9 том - история казахской литературы 60-80 годов ХХ века,
10 том - история казахской литературы периода независимости.
В настоящее время подготовлены и изданы следующие тома:
1 том - история казахского фольклора
Предлагаемый вниманию читателей труд представляет собоюпервый том«Истории казахской литературы», написанной учеными Института литературы и искусства им. М.О.Ауэзова в 10 томах. Посвящен он фольклору. В нем впервые предпринята попытка изучить фольклор в диахронном разрезе, исследовать историю национального фольклора с древнейших времен до современности. В отличие от работ прежних лет, в которых фольклор рассматривался только как устная словесность, в этой монографии фольклор понимается широко, а именно как народная культура в целом и изучается в комплексе с обычаями, обрядами и верованиями как далеких предков казахов, так и собственно казахского этноса. Именно такой подход и определил структуру и задачу книги, что позволило показать генезис и эволюцию фольклорных жанров от самых ранних, синкретических форм до полноценных художественных образований, раскрыть древние основы классических сюжетов и мотивов, проследить их трансформацию в художественные произведения, образы и поэтические приемы. Это не удавалось в предыдущих работах, поскольку в них фольклор изучался в синхронном, статичном состоянии.
Кангюй (канглы, в китайском произношении Канцзюй) — государство в Средней Азии (около II века до н. э. — IV век н. э.) в районе нижней и средней Сырдарьи (Ферганская долина).
Посетивший эти места во II в. до н. э. Чжан Цянь описывает Кангюй как крупное государство, населенное кочевыми племенами, но имеющее и города. По мнению историка Л. А. Боровковой, кангюйцы по облику были европеоидами, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и отгонным скотоводством.
Есть мнение, что кангюй связан с современным этнонимом канглы — родов в составе современных казахов (қаңлы), киргизов (каңды), башкир (ҡаңлы, ҡанны), узбеков (конгли) и якутов. Как отмечает Л. Н. Гумилев:
Населен Кангюй был, по-видимому, редко, так как Чжан Цянь указывает число войска в 90 тыс. человек, то есть взрослых мужчин, что обычно составляет 20 % населения. Следовательно, кангюйцев было около 400 тысяч. Эта цифра немалая для тех времен. Почти столько же было персов в эпоху Кира и лишь вдвое больше греков.[1]
Последние раскопки городища Куль-Тобе на территории Южно-Казахстанской области в 2006 году, сделанные казахскими археологами во главе с доктором исторических наук, профессором Александром Николаевичем Подушкиным, дают надежду на новое, более полное понимание истории этого древнего племени. В результате раскопок были обнаружены глиняные кирпичи-таблицы с древними письменами, а также погребение, аналогичное Иссыкскому кургану.
Объяснение:
Работа по созданию новой истории литературы основана на концепции, вытекающей из необходимости учета не только принципа историзма, но главным образом закономерностей развития мировой литературы и внутреннего развития национальной художественной мысли и культуры. Это предполагает не слепое следование за гражданской историей или политической историей государства, хотя никто не может отрицать, что духовная жизнь общества тесно связана с историческими и социально-политическими условиями страны.
Новая история литературы в 10 томах будет периодизироваться по-новому, исходя из эволюции художественного слова по законам эстетики. Это означает, что казахская литература в своем художественном развитии три больших этапа: 1) литература до Абая (древний и средневековый период), 2) литература абаевской эпохи (новое время), 3) послеабаевская литература (новейшее время).
1 том - история казахского фольклора,
2 том - история древней литературы,
3 том - история казахской литературы средневековья и периода казахского ханства,
4 том - история казахской литературы I половины XIX века,
5 том - история казахской литературы II половины XIX века,
6 том - история казахской литературы начала ХХ века,
7 том - история казахской литературы 20-30 годов ХХ века,
8 том - история казахской литературы 40-60 годов ХХ века,
9 том - история казахской литературы 60-80 годов ХХ века,
10 том - история казахской литературы периода независимости.
В настоящее время подготовлены и изданы следующие тома:
1 том - история казахского фольклора
Предлагаемый вниманию читателей труд представляет собоюпервый том«Истории казахской литературы», написанной учеными Института литературы и искусства им. М.О.Ауэзова в 10 томах. Посвящен он фольклору. В нем впервые предпринята попытка изучить фольклор в диахронном разрезе, исследовать историю национального фольклора с древнейших времен до современности. В отличие от работ прежних лет, в которых фольклор рассматривался только как устная словесность, в этой монографии фольклор понимается широко, а именно как народная культура в целом и изучается в комплексе с обычаями, обрядами и верованиями как далеких предков казахов, так и собственно казахского этноса. Именно такой подход и определил структуру и задачу книги, что позволило показать генезис и эволюцию фольклорных жанров от самых ранних, синкретических форм до полноценных художественных образований, раскрыть древние основы классических сюжетов и мотивов, проследить их трансформацию в художественные произведения, образы и поэтические приемы. Это не удавалось в предыдущих работах, поскольку в них фольклор изучался в синхронном, статичном состоянии.