Ссамого начала боев летом 1914 территория западной и в определенной степени центральной украине стала одним из основных военных театров на востоке европы здесь сошлись вместе со своими менее мощными союзникам мы два старых противника - австро-венгрия и германия, с одной стороны, и россия, с другой вплоть до нач 1918 г линия фронта проходила через украинскую территорию большинство земель приднепровской украине как прифронтовая зона находились под юрисдикцией киевского военного округокругу. ареной , кровопролитных боев стала территория восточной галиции, северной буковины и частично закарпатье во галицкой битвы, длившейся с 19 августа до 4 октября 1914 австро-угорс скую армию было разгромлено, она потеряла более 336 тыс. солдат галичина и буковина оказались под оккупацией царской россии в марте 1915 г после шестимесячной осады упала крепкая австрийская фо ртеця перемышль российские дивизии штурмовали карпатские перевалревали. за семь месяцев российской оккупации царская администрация при местных москвофилов сознательно уничтожила здесь все, что было украинского: гимназии, около сотни газет и журналов, магазины, издательства а библиотеки, читальни \"просвита\", научные, образовательные, хозяйственные, спортивные организации началось преследование греко-католической церкви митрополита а шептицкий был арестован и депортирован в р осии незавидной была судьба и простых украинских: сначала их мучили, отступая, австрийской венгерские воины, поверив польской администрации края, причиной поражения стала \"измена украинским\", ко три якобы тайно симпатизировали и , то с приходом армии их подвергали и всевозможным гонениям уже за \"мазепинство\" в то время только через львовские распределительные тюрьмы вглубь роси й было вывезено более 12 тысяч арестованныхованих. не лучшим было положение в подроссийской украины с началом войны и объявлением па большей части ее территории военного положения царские власти усилили полицейские репрессии против украинства были закрыты почти все украинские организации и газеты когда в ноябре 1914 г общепризнанный лидер украинства м грушевский вместе с семьей вернулся в киев, царские власти арестовали его за \"анти российскому ку деятельности \"и отправили в лукьяновской тюрьме в феврале 1915 г м грушевского выслали этапом в сибирь вскоре он попал в поволжье во полиций ный надзор царский министр иностранных дел ссазонов с нескрываемым удовлетворением отмечал: \"теперь наступил благоприятный момент, чтобы раз и навсегда избавиться украинского движения\" однако, после катастрофических потерь армии, когда в апреле 1915 г a встре- войска, прорвав юго-западный фронт под горлицей и тариавом, заставили ее отступить из галиции, царское правительство несколько ослабил свою антиукраинскую политикську політику. у1916 р галичина и буковина снова стали территорией жестоких боев конце мая начался т н брусиловский прорыв - наступательная операция юго-западного фронта линией луцк - черновцы роси ийськи войска под командованием генерала а брусилова, стремясь добиться перелома в первой мировой войне в свою пользу и присоединить к российской империи западноукраинские земли, до конца лета захватит или буковину, восточную часть галиции и западную волынь однако вторично захватить львов им не удалось - осенью того же года австро-германские войска отбили наступление россия росіян. результате многомесячной битвы немало населенных пунктов, особенно на тернопольщине, было разрушено полностью, население эвакуировано, хозяйство и имущество - потеряно не менее бедствия принес западноукраинские кому населению и июньский наступление войск, бросил на австро-венгерский фронт океренський в 1917г эта авантюра не принесла победы ее инициаторам, наоборот, закончилась полным поражением россии ской армии, ее отступлением за реку доспехируч.
На протяжении средневековья существовало два основных типа отношений между церковью и светскими властями: примат светской власти над духовной (цезаропапизм), существовавший в византии, при котором глава светской власти — император — фактически являлся и главой церкви (папой): он назначал главу церкви — константинопольского патриарха; императоры зачастую вмешивались в догматические споры, регулируя догматику и обрядовость эдиктами и законами. такое положение возникло в восточной римской империи со времён первых вселенских соборов (начиная с борьбы с арианством), в ходе которых церковные деятели апеллировали к императорам при решении догматических, обрядовых и церковных вопросов. окончательно такое положение было закреплено в кодексе и новеллах императора юстиниана, однако ему же принадлежит высказывание «источником всех богатств церкви является щедрость императора». примат духовной власти над светской (папацезаризм), то есть примат церкви, начавший оформляться на территориях западной римской империи после её распада. впервые эта идея была сформулирована гиппонийским епископом аврелием августином в его труде «о граде божием» (лат. «de civitate dei»): основной идеей этого труда, написанного вскоре после захвата готами рима и под впечатлением от этого события, является замена государственного единства римской империи духовным единством под главенством церкви, окончательно этот тезис оформился в письме папы геласия i императору анастасию i, получившем название по своему началу «duo sunt». в этом письме папа уже прямо указал, что существуют две власти: светская и духовная, и власть последней — весомее.