реформи петра i — перетворення у державному та громадському житті, здійснені у період правління у росії петра i.
всю державну діяльність петра i умовно можна розділити на два періоди: 1696—1715 й 1715—1725 роки.
особливістю першого етапу були поспіх і не завжди продуманий характер, що пояснювалось веденням північної війни. реформи були спрямовані, перед усім, на збирання коштів для ведення війни, проводились насильним методом й часто не призводили до бажаного результату. окрім державних реформ на першому етапі проводились широкі реформи з метою модернізації укладу життя. у другому періоді реформи були більш планомірними.
низка істориків: василь ключевський, михайло покровський, микола рожков й інші, - вказували, що реформи петра i не були чимось принципово новим, а були лише продовженням тих перетворень, які здійснювались xvii століття. низка проектів та пропозицій реформ, схожих на реформи петра i, існувала ще в середині xvii століття, складена боярами б.морозовим, м.романовим та матвєєвим – найближчими радниками царя олексія i. двома десятиліттями по тому, у правління царівни софії, видатний державний вельможа (і фаворит софії) князь василь голіцин розробив проект реформ, який багато в чому збігався з петровськими . реформи голіцина, зокрема, передбачали: 1) розвиток промисловості й торгівлі; 2) введення подушного податку; 3) введення рекрутського набору й регулярної армії; 4) регулярні поїздки дворян за кордон .
армія нового строю, реформована за іноземним зразком, була створена задовго до петра i, ще за олексія i, брала участь у кримському поході 1689 року.
інша група істориків, навпаки, пише про величезну особисту роль петра i у проведенні тих чи інших реформ.
Население беларуси к наполеоновской армии отнеслась неоднозначно: имелись как сторонники россии, так и наполеона. горожане с чрезвычайным старанием устраивали торжественные встречи, армии еще за городской заставой, подносили хлеб-соль. при входе в город, французов встречало большинство населения, которое в "большой армии" видела освободителей. весьма негативно отнеслась к наполеону православная церковь. с приходом французов униаты и ксендзы насильственно обращали население в католичество, захватывали православные церкви и превращали их в униатские. значительную часть церквей заняла наполеоновская администрация под склады провианта и другого военного имущества. масса крестьянства оставалась индифферентной и была лишь тем, как избежать ужасов войны, сохранить свое имущество. в начале, часть крестьянства ожидая от наполеона крепостного права, стала нападать на панские усадьбы. но наполеон высылал воинские команды для усмирения мятежников. многие крестьяне, забрав скот и имущество, уходили в леса и начинали партизанскую войну. 1 июля 1812 г. в вильно была создана комиссия временного великого княжества литовского (правительство) из представителей местной шляхты. в витебской и могилевской губерниях были учреждены комиссии "польского правления", аппарат которых комплектовался польской шляхтой и подчинялся французскому командованию. в скором времени губернии были переименованы в департаменты, которыми французские губернаторы. в компетенцию комиссии входила взыскание налогов и распределение бюджетных сумм, организация вооруженных сил и администрации на местах, формирование жандармерии, создание системы образования и судебных учреждений. на территории литвы и беларуси параллельно действовали местная и французская администрации. соответствующим образом были организованы витебская, могилевская, смоленская и курляндская губернии, но они не подчинялись виленскому правительству. перед созданными военной и гражданской администрациями была поставлено пищевого и фуражного обеспечения наполеоновской армии. выполнить объемы поставок было невозможно, а невыполнение вело к конфискации и разным санкциям. положение усложнялась тем, что наполеон не рассчитывал на военные действия, а потому не сделал специальных запасов. обеспечение армии он переложил на плечи местного населения. тем не менее, к ноябрю 1812 г., общими усилиями военной и гражданской администрации, в вильно и минске был собран большой запас питания и фуража. важной проблемой являлось формирование вооруженных сил. для защиты наполеоновской армии создавались национальная гвардия (милиция), пехотные и кавалерийские полки, жандармерия, егерьские батальоны. но это происходило медленно. крестьяне не проявляли особенного желания идти в армии. большую активность проявила знать. однако и среди ее добровольцев оказалось значительно меньше, чем ожидали. одна часть знати придерживалась позиции ожидания, вторая считала, что достаточным будет материальное пожертвование. несмотря на это, к зиме 1812 г. армия вкл насчитывала около 20 тыс. человек. отношения между наполеоновскими властями и местным привилегированным населением были довольно добродушными, но в подлинности происходила постепенное охлаждение. в наполеоновской армии быстро ухудшалась дисциплина, результатом чего стало мародерство. наполеон и его администрация понимали опасность этого явления, пробовали остановить или ограничить ее масштабы. однако самовольные грабежи, несанкционирован-ные реквизиции и экзекуции продолжались. очевидно, что в самой сложной ситуации очутилось крестьянство. положение крестьянства никогда не было легким, а с началом военных действий оно еще более ухудшилась. в зоне непосредственных боевых действий деревенские искали спасения в лесу. после окончания боев многие из них не спешили возвращаться домой, что взволновало помещиков и администрацию. попытки принудительного возвращения иногда вызывали жестокое противодействие со стороны крестьян. в условиях войны администрация уже не имела возможности эффективно использовать репрессивный механизм. крестьяне создавали небольшие отряды, нападали на хлебные лавки и кладовые окружающих помещиков, а иногда грабили и сжигали дворы и фольварки. для наведения порядка французские власти были вынуждены посылать против крестьян армейские отряды. борьба за хлеб превратилась в настоящую войну крестьянства против оккупантов французские власти требовали также от населения поставок большого количества рабочей силы для военных работ. наполеон вынужден был оставить в беларуси 100-тысячный отряд для борьбы с партизанами, мародёрством, охраны коммуникаций, сбора провианта и фуража. это подрывало его военную мощь.
реформи петра i — перетворення у державному та громадському житті, здійснені у період правління у росії петра i.
всю державну діяльність петра i умовно можна розділити на два періоди: 1696—1715 й 1715—1725 роки.
особливістю першого етапу були поспіх і не завжди продуманий характер, що пояснювалось веденням північної війни. реформи були спрямовані, перед усім, на збирання коштів для ведення війни, проводились насильним методом й часто не призводили до бажаного результату. окрім державних реформ на першому етапі проводились широкі реформи з метою модернізації укладу життя. у другому періоді реформи були більш планомірними.
низка істориків: василь ключевський, михайло покровський, микола рожков й інші, - вказували, що реформи петра i не були чимось принципово новим, а були лише продовженням тих перетворень, які здійснювались xvii століття. низка проектів та пропозицій реформ, схожих на реформи петра i, існувала ще в середині xvii століття, складена боярами б.морозовим, м.романовим та матвєєвим – найближчими радниками царя олексія i. двома десятиліттями по тому, у правління царівни софії, видатний державний вельможа (і фаворит софії) князь василь голіцин розробив проект реформ, який багато в чому збігався з петровськими . реформи голіцина, зокрема, передбачали: 1) розвиток промисловості й торгівлі; 2) введення подушного податку; 3) введення рекрутського набору й регулярної армії; 4) регулярні поїздки дворян за кордон .
армія нового строю, реформована за іноземним зразком, була створена задовго до петра i, ще за олексія i, брала участь у кримському поході 1689 року.
інша група істориків, навпаки, пише про величезну особисту роль петра i у проведенні тих чи інших реформ.