ГЕ 5 r ют In 5. Прочитайте названия тем и выполните задания. А) Образование и наука в Древней Греции. Б) Древнегреческое искусство. В) Олимпийские игры. 1) Установите соответствие между темами и иллюстрациями к каждой теме подберите по две иллюстрации
Если Иосиф II и Фридрих II пытаются сломить противоборство и ограничить права и привилегии сословных институтов, Екатерина II, наоборот, пытается организовать в России деятельность сословных корпораций и включить их в общую систему местного самоуправления.
Отмена или упрощение цензуры, свобода печати, создание широкой системы образования — все это способствовало становлению светской читающей публики и публичной сферы, где формируется новое явление — общественное мнение. Как отмечал Иммануил Кант, просвещенный монарх, позволив реализовать естественную для человека «склонность и потребность к свободе мысли», способствует тому, что «народ становится постепенно более способным к свободе действий».
Ущемление прав феодалов приводило к их недовольству, но и крестьянские реформы часто стали причиной восстаний и бунтов, так как их реализация не была продумана.
Во второй половине XIX в. в Европе активно происходило становление демократии. Волна реакции — как естественный ответ руководства европейских стран на революции 1848—1849 гг. — быстро сошла на нет. Даже консервативные правительства Германии и Австрийской империи приступили к реформам по либерализации и демократизации существовавших режимов.
Политика первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка была противоречивой. Он способствовал развитию светского демократического государства: церковь лишили права регистрации актов гражданского состояния и надзора за школой. Но попытки Бисмарка контролировать назначение католических епископов и запрет католических монашеских орденов вызвали массовый протест верующих и критику правительства со стороны либералов за несоблюдение свободы вероисповедания.
Бурное экономическое развитие Германии привело к росту рабочего класса и укреплению социалистических идей. В 1863 г. социалист Ф. Лассаль создал Всеобщий германский рабочий союз — первую общегерманскую организацию рабочих. В 1875 г. была основана Социалистическая рабочая партия Германии (позднее СДПГ).
В 1867 г. премьер-министр консерватор Б. Дизраэли инициировал снижение имущественного ценза для избирателей. Сменившие консерваторов либералы во главе с У. Гладстоном узаконили тайную подачу голосов при выборах в парламент. Третья парламентская реформа 1884 г. предоставила избирательное право всем мужчинам-британцам в возрасте от 21 года, имевшим собственное жильё. Большая часть взрослых мужчин в стране стали избирателями.
Президент Франции с 1848 г. Ш.Л. Наполеон путём референдума установил в 1851 г. авторитарный режим, а 2 декабря 1852 г. провозгласил себя Наполеоном III, императором Франции. Его правление получило название Второй империи. Он пошёл на уступки либералам, в результате усилилась роль Законодательного собрания, получившего права законотворчества, контроля финансов и правительства.После разгрома коммуны и принятия в 1875 г. новой Конституции во Франции окончательно оформилась Третья республика. Республиканцы ввели свободу печати, восстановили право рабочих на профсоюзы, запретили священникам преподавать в школах, сделали начальное образование бесплатным и обязательным.
В результате реформ во второй половине XIX в. в ведущих странах Запада в основном утвердились парламентские демократические режимы. Ускорилось экономическое развитие западных стран, повысился жизненный уровень населения, заинтересованного в демократическом развитии своих стран.