В каждом имении трудилось по 15—20 рабов. Землевладелец жил в Риме или другом городе Италии, лишь изредка объезжая свои имения, чтобы проверить, как ведётся хозяйство.Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб-управляющий. Это он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудились от зари до зари. Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались сельские работы, невольники не сидели без дела.
Рабов кормили простой и грубой пищей, ничтожно мало тратили на их одежду. Только раз в год рабам выдавали рубаху, раз в два года — короткий плащ и деревянные.
Прежде чем говорить о гибели и упадке, я скажу о так называемом Золотом веке Рима. Это время династии Антонинов, названной так по одному из представителей этой династии, династии, давшей целую плеяду талантливых правителей, полководцев, философов. Тот самый платоновский идеал «философ на троне», философ-правитель.
Эпоха Антонинов продлилось с 96 по 192 год н.э., почти сто лет. И эта эпоха была эпохой наивысшего могущества Рима, раздвинувшего свои пределы максимально широко, внутренней стабильности, благоустройства. По сравнению с предыдущими временами гражданских войн, тиранов и последующих катастроф эта эпоха казалась, действительно, Золотым веком.
И я уже упоминал, что Антонины не обязательно были родственниками, был обычай усыновления. Один император усыновлял того, кто должен был стать его наследником — и это уже показательно. К императорской должности относились не как к какой-то синекуре, возможности для злоупотреблений, самоутверждений (как Нерон какой-нибудь), а как к служению, как к повинности, как к тяжёлому труду. К этой должности готовились.
И мы видим целую плеяду выдающихся людей, таких как Траян, Адриан, Марк Аврелий (о них я ещё кратко скажу), которые действительно думали о том, чтобы защитить свой народ. При этом они мыслили космополитически. Рим и мир фактически совпадали — Рим объединил под своей властью почти всю Ойкумену, всю цивилизованную часть человечества. Поскольку многие из этих императоров были стоиками, а Марк Аврелий – великим философом-стоиком, они думали о братстве людей и единстве всего человечества, объединённого под римским скипетром. Служение человечеству воспринимали как служение Риму, и наоборот. Вот кратко об этой династии. И сначала об её внешней политике.
Антонины утвердились в 96 году н.э. И одним из первых представителей этой династии был прославленный император-полководец Траян, правивший в 98-117 годах н.э. С именем Траяна связаны последние завоевания Римской империи, последние крупные земельные приобретения. Траян сначала столкнулся с таким диким, непокорным, мощным, отважным народом варварским – народом даков, который населял нынешнюю Румынию. Им управлял царь Децебал. Это был страшный враг. Траян долго с ними воевал, но в итоге всё-таки сломил их сопротивление, разрушил их города, покорил их территории на Дунае. Об этом рассказывает знаменитая колонна Траяна, воздвигнутая им в честь своей победы, на которой всё это изображается.
Другим врагом, с которым столкнулся Траян на Востоке, было Парфянское царство, старый враг Рима. Мы помним, что парфяне в своё время убили Красса и разгромили римлян в битве при Каррах. Так вот, Траяну удалось уничтожить Парфянское царство, разгромить его, захватить его столицу (город Ктесифон) и захватить Армению. И Траян с армией дошёл до Персидского залива, почти до Индии. И здесь остановился. Были достигнуты некоторые пределы римского продвижения.
Другими императорами акцент делался на охране границ, на защите от нападений с севера германцев, северных британских племён, с востока — поднимающихся врагов и т.д. То есть последующие императоры уже оборонялись и занимались благоустройством (строительством, законодательством и т.д.) внутри империи. За сто лет империя не подверглась большим, серьёзным, глубоким вторжениям. Она благодетельствовала под отеческим управлением своих императоров. Насколько царь может быть добрым, Антонины были такими царями. Повторяю — такой платоновский идеал философов на троне.
В каждом имении трудилось по 15—20 рабов. Землевладелец жил в Риме или другом городе Италии, лишь изредка объезжая свои имения, чтобы проверить, как ведётся хозяйство.Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб-управляющий. Это он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудились от зари до зари. Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались сельские работы, невольники не сидели без дела.
Рабов кормили простой и грубой пищей, ничтожно мало тратили на их одежду. Только раз в год рабам выдавали рубаху, раз в два года — короткий плащ и деревянные.
Домашним рабам жилось легче,чем рабам в имениях.
Прежде чем говорить о гибели и упадке, я скажу о так называемом Золотом веке Рима. Это время династии Антонинов, названной так по одному из представителей этой династии, династии, давшей целую плеяду талантливых правителей, полководцев, философов. Тот самый платоновский идеал «философ на троне», философ-правитель.
Эпоха Антонинов продлилось с 96 по 192 год н.э., почти сто лет. И эта эпоха была эпохой наивысшего могущества Рима, раздвинувшего свои пределы максимально широко, внутренней стабильности, благоустройства. По сравнению с предыдущими временами гражданских войн, тиранов и последующих катастроф эта эпоха казалась, действительно, Золотым веком.
И я уже упоминал, что Антонины не обязательно были родственниками, был обычай усыновления. Один император усыновлял того, кто должен был стать его наследником — и это уже показательно. К императорской должности относились не как к какой-то синекуре, возможности для злоупотреблений, самоутверждений (как Нерон какой-нибудь), а как к служению, как к повинности, как к тяжёлому труду. К этой должности готовились.
И мы видим целую плеяду выдающихся людей, таких как Траян, Адриан, Марк Аврелий (о них я ещё кратко скажу), которые действительно думали о том, чтобы защитить свой народ. При этом они мыслили космополитически. Рим и мир фактически совпадали — Рим объединил под своей властью почти всю Ойкумену, всю цивилизованную часть человечества. Поскольку многие из этих императоров были стоиками, а Марк Аврелий – великим философом-стоиком, они думали о братстве людей и единстве всего человечества, объединённого под римским скипетром. Служение человечеству воспринимали как служение Риму, и наоборот. Вот кратко об этой династии. И сначала об её внешней политике.
Антонины утвердились в 96 году н.э. И одним из первых представителей этой династии был прославленный император-полководец Траян, правивший в 98-117 годах н.э. С именем Траяна связаны последние завоевания Римской империи, последние крупные земельные приобретения. Траян сначала столкнулся с таким диким, непокорным, мощным, отважным народом варварским – народом даков, который населял нынешнюю Румынию. Им управлял царь Децебал. Это был страшный враг. Траян долго с ними воевал, но в итоге всё-таки сломил их сопротивление, разрушил их города, покорил их территории на Дунае. Об этом рассказывает знаменитая колонна Траяна, воздвигнутая им в честь своей победы, на которой всё это изображается.
Другим врагом, с которым столкнулся Траян на Востоке, было Парфянское царство, старый враг Рима. Мы помним, что парфяне в своё время убили Красса и разгромили римлян в битве при Каррах. Так вот, Траяну удалось уничтожить Парфянское царство, разгромить его, захватить его столицу (город Ктесифон) и захватить Армению. И Траян с армией дошёл до Персидского залива, почти до Индии. И здесь остановился. Были достигнуты некоторые пределы римского продвижения.
Другими императорами акцент делался на охране границ, на защите от нападений с севера германцев, северных британских племён, с востока — поднимающихся врагов и т.д. То есть последующие императоры уже оборонялись и занимались благоустройством (строительством, законодательством и т.д.) внутри империи. За сто лет империя не подверглась большим, серьёзным, глубоким вторжениям. Она благодетельствовала под отеческим управлением своих императоров. Насколько царь может быть добрым, Антонины были такими царями. Повторяю — такой платоновский идеал философов на троне.
Далее — Золотой век Рима