Используя иллюстрации к тексту учебника составьте описание соборов московского кремля построенных в 16 веке (время постройки, зодчий, архитектурные детали, внутреннее убранство и предположите, какое впечатление этот собор производил на людей живших в то время каким он представляется вам сегодня?
Отношение к этим событиям внутри самой России было далеко неоднозначным: имел место весь спектр мнений – от восторженного приятия революции до открытой ненависти как к самому перевороту, так и к тем, кто его совершал.
Литература того времени в полной мере передает эту разноголосицу мнений. Так, «великий пролетарский поэт» В.В. Маяковский, ставший трибуном Октябрьского переворота 1917 года, воспевает это событие в своих произведениях:
Тебе, …
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!
Маяковский, как и многие, задается вопросом, чем обернется революция – «стройной постройкой, грудой развалин?» Ведь она противоречива и многолика: в ней есть и звериное, и детское, и копеечное, и великое. Однако ее суть от этого не умаляется: по мнению поэта, все недостатки революции окупаются тем, что она освободила рабочий люд, что она совершена во имя и для простого народа:
кадишь,
кадишь благоговейно,
славишь человечий труд.
Не может не восхищать поэта и колоссальность этого события, его масштаб, грандиозная «наглость»: «твоих шестидюймовок тупорылые боровы взрывают тысячелетия Кремля». Маяковский уверен, что время оценит революцию по достоинству, и то, что обывателям кажется проклятьем, для человечества окажется благословением.
Поэт видит в революции грандиозный шанс «начать историю заново»: перекроить все «по своим шаблонам», оставить свой след в истории. С 1917 года он начинает другое летоисчисление. По мнению Маяковского, наследие веков должно быть перечеркнуто («Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу историю загоним…»), новому времени требуется новое миропонимание, новая философия и эстетика («Из сердца старое вытри. Улицы - наши кисти. Площади - наши палитры»).
Менее восторженно и, наверное, более объективно воспринимает революцию А. Блок. В своей поэме «Двенадцать» он изобразил ее как стихийную, разрушительную силу дотла уничтожить «старый мир».
Думаю, поэт во многом воспринимает революцию как историческую неизбежность: он понимает ее причины, чувствует ее необходимость. Блок не идеализирует «старый мир», который в его произведении представляет целая вереница героев. Все они описаны в иронических и даже сатирических тонах: буржуй, писатель-вития, барыня в каракуле, проститутки, бродяги.
Однако вполне объективно поэт смотрит и на представителей «нового мира» - красногвардейский патруль, состоящий из двенадцати солдат. Эти люди одержимы идей революции, готовы раздуть пожар на «всем белом свете»: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем…» Однако по своей сути это незрелые, неразвитые в нравственном отношении люди, даже внешне похожие на уголовников: «На спину б надо бубновый туз!» Они готовы на все – на грабежи, на разбой, даже на убийство (вспомним историю с Катькой).
Блок понимает всю опасность положения, в котором оказалась столь любимая им Россия. Именно поэтому, на мой взгляд, он «посылает» патрулю ангела-хранителя, самого «Исуса Христа». Этот образ символизирует страдания, которые придется пережить русскому народу и стране в целом, страх поэта за свою родину, его упование на лучшее: «В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос».
Одним из редких произведений в русской литературе, запечатлевшем события революции 1905 – 1907 гг., стал роман Горького «Мать». У этого писателя революция тесно связана с нравственным и духовным ростом личности. В центре повествования находится фигура простой необразованной женщины, забитой тяжелой судьбой - беспросветной работой, пьянством мужа, страхом за судьбу сына.
Однако события 1905 года, увлечение Павла революцией становятся толчком для новой жизни Ниловны. Сначала она радуется тому, что ее сын, которого захватили идеи пролетарской революции, не повторит судьбу отца. А постепенно Павлу, Ниловна начинает сознавать и смысл тех идей, за которые ратует ее сын, начинает понимать, что эта борьба – смысл и ее жизни, потому что так она сможет молодым изменить их существование.
Таким образом, тема революции в произведениях русских писателей освещена весьма неоднозначно, но это передает разноголосицу мнений, существующую в нашем обществе до сих пор. Так, В. Маяковский восторженно встречает революцию, считая, что все ее недостатки с лихвой покрывает грандиозная суть этого события. Блок более объективно и глубоко оценивает революцию 1917 года, акцентируя внимание на ее нравственно-моральном аспекте. Горький же связывает революционные события с развитием человеческой личности. В его освещении фигура Ниловны символически сближается с самой Россией, которая постепенно «приходит к пониманию» революции как возможности новой - светлой и счастливой – жизни для всех свои «детей».
Только рабовладение обусловило экономические и культурные достижения греческой цивилизации. В рабов обращали военнопленных, также разбой на море увеличивал число рабов, к этому приводило и обращение в рабство несостоятельных должников,если вольноотпущенники и метэки не исполняли свои обязанности, а иностранцы присваивали себе гражданские права., их тоже обращали в рабов, но в афинах не продавали в рабство детей. В Афинах во всех семьях были рабы.В Афинах в богатых семьях было более 20 рабов. Рабы работали в рудниках, в домашнем хозяйстве, в промышленности, в земледелии. Рабы были собственностью господ, у них не было никаких прав и свобод, они не имели никакого положения в обществе.Но Афины известны своим более гуманным отношением к рабам. Им разрешалось иметь собственность, их браки признавались. Тот, кто обидел чужого раба, подвергался наказанию. Раба невозможно было убить. Рабы могли жаловаться на своего господина и требовать продажи другому. Благодаря хорошему отношению к рабам в Афинах не происходило восстаний рабов. Раба могли отпустить на волю, если он давал выкуп, также раба могли освободить по завещанию гражданина. Вольноотпущенные исполняли свои обязанности перед их хозяином, иначе их свобода аннуллировалась. Также рабам даровалась свобода от государства за особые заслуги. Существовали рабы, принадлежащие государству. Они имели собственность и находились в лучшем положении. Рабы работали писцами, стрелками, счетоводами, работали в храмах.