На рубеже 1970—1980-х годов движение в защиту памятников истории и культуры вступило в новый этап, связанный с именем академика Д.С. Лихачева. Он выдвинул особое понятие — «экология культуры». Лихачев поставил задачу бережного сохранения не просто отдельных памятников, а окружающей человека среды, созданной «культурой его предков и им самим». Этой заботе об экологии культуры в значительной мере были посвящены его книги «Заметки о русском» (1981), «Земля родная» (1983) и «Письма о добром и прекрасном» (1985), специально адресованные молодому поколению.
Новым веянием времени явилось диссидентское движение (диссидент - с лат. «несогласный», «инакомыслящий»). Оно начиналось с немногочисленных подпольных кружков, обычно молодёжных, которые стали зарождаться сразу после Великой Отечественной войны, в 40-е гг. Однако новый, качественный толчок движению придали XX съезд КПСС и осуждение на нём культа личности Сталина. Незаметно критика сталинизма превратилась в критику самой общественной системы.
С середины 60-х гг. диссидентское движение «вышло на свет», стало открытым, гласным.
Наиболее активные формы протеста были характерны главным образом для трех слоев общества: творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств. В связи с этим в диссидентском движении можно выделить несколько основных направлений:
- гражданское («политическое»). Самым масштабным в этом направлении было правозащитное движение;
- литературно-культурное (создание литературных произведений и произведений искусства, невостребованных властью и временем).
Начало открытому диссидентскому движению было положено в 1965 г. арестом писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля, опубликовавших на Западе одну из своих работ «Прогулки с Пушкиным» и обвиненных в антисоветской агитации. Суд над писателями явился первым публичным политическим процессом за последние 20 лет и вызвал общественную реакцию в стране и за рубежом
С середины 60-х гг. диссидентское движение «вышло на свет», стало открытым, гласным.
Наиболее активные формы протеста были характерны главным образом для трех слоев общества: творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств. В связи с этим в диссидентском движении можно выделить несколько основных направлений:
- гражданское («политическое»). Самым масштабным в этом направлении было правозащитное движение;
- религиозное (адвентисты седьмого дня, евангельские христиане-баптисты, православные, пятидесятники и др.);
- национальное (движения украинцев, литовцев, латышей, эстонцев, армян, грузин, крымских татар, евреев, немцев и др.);
- литературно-культурное (создание литературных произведений и произведений искусства, невостребованных властью и временем).
Начало открытому диссидентскому движению было положено в 1965 г. арестом писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля, опубликовавших на Западе одну из своих работ «Прогулки с Пушкиным» и обвиненных в антисоветской агитации. Суд над писателями явился первым публичным политическим процессом за последние 20 лет и вызвал общественную реакцию в стране и за рубежом