Используя текст «Традиции и обычаи казахского народа» составь кластер.
1. Обычаи гостеприимства и взаимо казахов
Казахи отличались традиционным гостеприимством, которое формировалось на протяжении многих веков. В конце XIX века российский исследователь Виктор фон Герн писал: «Как казахи... вообще и до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них даже в культ».
Обычай ауыз тию (отведать угощение) был древним обычаем казахского народа. Кто бы ни приходил в дом, юрту, хозяева его не отпускали до тех пор, пока он не отведает угощения.
У номадов бытовал и обычай ерулик - традиция приглашения новоселов в гости родственниками и соседями. Новоселов, переехавших из другой местности, родственники или соседи приглашали на угощение. Этим они выражали свое внимание и добрые намерения.
Обычай асар был традицией степняков по совместному безвозмездному труду. Со всего аула собирались люди и общими силами выполняли работу. Например, подобным образом строили зимние жилища, копали колодцы, а также возводили помещения для скота. Асар был ярким отражением братства и единства сородичей. Не прийти на объявленный асар считалось недостойным поступком, который всегда осуждался степняками. В начале XX века казахи, используя этот обычай, строили повсеместно светские школы и мечети.
2. Обычаи приличия и вежливости
При встрече двух казахов приветствие начинал младший к старшему со словами «ассаламалей-кум» («мир дому твоему»). Старший обязывался отвечать «уалейку-массалям» («и тебе также»). После обмена приветствиями казахи осведомлялись о состоянии скота и родных словами «Мал-жаның, бала-шағың аман ба?» («Скот, родные живы ли, здоровы?»). Казахи отвечали: «Қүдайға шүкір, өз мал-жаныңыз есен бе?» («Слава богу, и ваши скот и родные здоровы ли?»). Эти слова приветствия были обязательны и даже между людьми совершенно незнакомыми и видящими друг друга в первый раз.
Издревле среди казахов бытовал обычай ажырасаяк (расставание). Суть его состояла в том, что, когда житель аула перед отъездом на другое место жительства обязательно собирал весь аул и устраивал прощальную трапезу. Уехать из аула неожиданно, не предупредив о своем переезде одноаульцев, членов рода считалось не шагом и осуждалось обществом. Уезжающие оставляли памятные подарки самым близким родственникам. Аульчане же, в свою очередь, желали им доброго пути и благополучия на новом месте. Старейшины давали бата — напутствия.
У степняков, по исследованиям А. Диваева, «Нельзя принимать пищу прежде, чем отведает хозяин»
3. Обычаи уважения старших
В традиционном казахском обществе существовал культ уважения к старшим, вне зависимости от родовой, племенной, жузовой и национальной принадлежности. Младший брат без разрешения старшего никогда не садился за стол.
Младший никогда не переходил дорогу старшему. Это правило действовало и в отношении женщин к мужчинам. Младшим по возрасту категорически запрещалось поднимать голос на старших. При беседе младший никогда не перебивал старшего.
Отправляясь на войну, казахи также получали напутствия уважаемых и почитаемых старейшин.
4. Обычай тамырства
Среди казахов получил рас обычай дружбы-побратимства или тамырства (тамыр болу). Он закреплялся торжественно с участием свидетелей. Этот обряд закреплялся целованием сабли или кинжала и дачей клятвы в вечной верности и дружбе. В знак дружбы дарили ценные вещи. У тамыра всегда можно было остановиться на ночлег, пользоваться его защитой, поддержкой и покровительством.
5. Обычаи и обряды в области семьи и брака
В изучаемое время у казахов по-прежнему бытовали уникальные обычаи и обряды в области семьи и брака. При рождении ребенка бытовал обряд имя наречения - азан шакырып ат кою. Суть этого обряда состояла в том, что после рождения ребенка собирали аксакалов аула и давали ему имя. Обычно имя давал старший из родственников. Он, читая священные слова из Корана, три раза громко произносил имя ребенку в ухо, называя его.
Обряд бракосочетания носил название неке кию. Казахское традиционное общество большое внимание уделяло подготовке приданого — жасау, которое собирали будущей невесте с детского возраста. В приданое входили юрта, ковровые изделия, одежда, вещи, посуда, скот и т.д. В традиционном казахском обществе практически не было разводов. Овдовевшую женщину должен был взять в жены один из братьев ее мужа (обычай аменгерлик). Дети, создающие собственный семейный очаг, отделившись от родителей, получали все необходимое для самостоятельной жизни: юрту, домашнюю обстановку, скот и т. д. Родительский надел назывался енши. По обычаю, с родителями оставался только младший сын, и он наследовал все их состояние. Казахи никогда не оставляли своих родителей одних. Нарушителей этого неписаного обычая Степи казахи открыто презирали.
Граф (c 1744) Пётр Алекса́ндрович Румя́нцев (4 [15] января 1725, Москва \ Строенцы — 8 [19] декабря 1796, село Ташань, Зеньковский уезд, Полтавская губерния) — русский полководец и военный теоретик. Генерал-фельдмаршал. Во время Семилетней войны командовал осадой и взятием Кольберга. Главнокомандующий действующей армией в ходе Русско-турецкой войны (1768—1774). За победы над турками при Ларге и Кагуле, которые привели к заключению выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира, удостоен титула «Задунайский».
Пётр Александрович Румянцев
Rumjanzew-sadunaiski.jpg
Портрет П. А. Румянцева-Задунайского работы неизвестного художника конца XVIII