Исторический портрет Мартина Лютера
Як відбувалося становлення особистості історичного діяча? •Де і коли він народився? •Де і в яких умовах жив, зростав, виховувався? 2. Особисті якості й риси характеру. •Як особисті якості впливали на його діяльність? •Які з його особистих якостей Вам подобаються, а які ні? 3. Діяльність історичного діяча. •Схарактеризуйте основні справи його життя. •Які успіхи й невдачі були в його справах? •Які верстви населення підтримували його діяльність, а які ні, і чому? •Хто був його друзями, а хто ворогами, і чому? •Якими були наслідки його діяльності а)для сучасників б) для нащадків •За що людство пам‘ятає цю людину? 4. Яке Ваше особисте ставлення до історичного діяча? Обґрунтуйте свою позицію
Отсутствие адекватного определения времени, потребного для реформирования социализма - т. е. как конкретного, так и исторического времени. В 1987г. М. С. Горбачев попросил советский народ запастись терпением на два года. Популярнейший проект экономической реформы в СССР носил название "500 дней". Для сравнения укажу, что Дэн Сяопин определил вековой срок в качестве времени, за которое предполагается создать основы китайского социализма. Понятно отсюда, что перестройка представлялась в форме общеоздоровительной терапевтической процедуры, а не как тяжелый и многосложный процесс. Таким образом, была не только предустановлена, но даже и предопределена невозможность успешно решать экономические, технические, политические и идеологические проблемы социализма.
Переоценка достигнутой степени развития социализма в СССР и недооценка возможности реставрации. Иначе говоря - слабина конкретно-исторического мышления. Достижение реального социализма, благодаря которым отсталая Россия превратилась в одну из двух сверхдержав, обеспечила народу большие социальные блага. Следует подчеркнуть, что главным достижением реального социализма стало обеспечение всеобщего блага. Это достижение особенно осознается теперь на фоне жуткой массовой нищеты и баснословного богатства немногих.
Но за 70 или 45 лет невозможно было настолько "переделать" историю, чтобы в ней осталось одно только позитивное и не исчезли негативные пережитки, традиции, нравы, национальные и социальные противоречия. Перестройка оказалась исторически слепоглухонемой.