Просвещённый абсолюти́зм — политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине 18века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVII века.
Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Фридрих II в Пруссии (1740- 1786) изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство. Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовались просвещенные монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхов и низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определяли нормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальными группами, обосновывали принципы государственного устройства, выводили задачи государства на международной арене. Теперь стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельности общества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона. Наконец, отход от теологических императивов готовил почву для постепенного перехода к гражданскому обществу. Конечно, его создание никто не планировал. Но объективно все те реформы, о которых шла речь выше, все подвижки в менталитете элиты, мощный взрыв гуманитарных знаний предопределяли углубление кризиса старого общества. В итоге внешне пышный расцвет абсолютизма лишь камуфлировал его многочисленный внутренние изъяны.
К началу 20 в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.). Степень грамотности была неравной в зависимости от регионов, мужчины были грамотней женщин, городские жители образованнее представителей крестьянства. Система образования включала в себя 3 ступени - начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты).
Развитие начального образования началось по инициативе демократической части общества. Стали возникать школы нового типа - культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, A.M. Горький, А.П. Чехов.Крупнейший реформатор русского театра К.С. Станиславский вместе с В.И. Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский Художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сценуВ изобразительном искусстве талантливые художники - И.Е. Репин, В.М. Суриков В.М. Васнецов продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А. Коровин, Н.А. Касаткин пейзажисты А.К. Куинджи, В.Д. Поленов, баталист В.В. Верещагин.Архитекторы продолжали творить в стиле модерн, уделяя особое внимание функциональному назначению проектируемых здании (Ф.О. Шехтель - Ярославский вокзал, А.В. Щусев - Казанский вокзал, В.М. Васнецов - Третьяковская галерея) культура во второй половине 20 века-В архитектуре начала XX в. выделяются такие архитектурные направления, как стиль модерн (Ф.И. Щехтель— здание Художественного театра и особняк Рябушинских в Москве, В.Ф. Валькот — гостиница «Метрополь»), неорусский стиль (А.В. Щусев — Казанский вокзал), неоклассицизм (Р.И. Клейн — московский Музей изобразительных искусств, И.И. Рерберг— Киевский вокзал).
Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Фридрих II в Пруссии (1740-
1786)
изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство.
Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовались просвещенные монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхов и низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определяли нормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальными группами, обосновывали принципы государственного устройства, выводили задачи государства на международной арене. Теперь стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельности общества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона.
Наконец, отход от теологических императивов готовил почву для постепенного перехода к гражданскому обществу. Конечно, его создание никто не планировал. Но объективно все те реформы, о которых шла речь выше, все подвижки в менталитете элиты, мощный взрыв гуманитарных знаний предопределяли углубление кризиса старого общества. В итоге внешне пышный расцвет абсолютизма лишь камуфлировал его многочисленный внутренние изъяны.
К началу 20 в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.). Степень грамотности была неравной в зависимости от регионов, мужчины были грамотней женщин, городские жители образованнее представителей крестьянства. Система образования включала в себя 3 ступени - начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты).
Развитие начального образования началось по инициативе демократической части общества. Стали возникать школы нового типа - культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, A.M. Горький, А.П. Чехов.Крупнейший реформатор русского театра К.С. Станиславский вместе с В.И. Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский Художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сценуВ изобразительном искусстве талантливые художники - И.Е. Репин, В.М. Суриков В.М. Васнецов продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А. Коровин, Н.А. Касаткин пейзажисты А.К. Куинджи, В.Д. Поленов, баталист В.В. Верещагин.Архитекторы продолжали творить в стиле модерн, уделяя особое внимание функциональному назначению проектируемых здании (Ф.О. Шехтель - Ярославский вокзал, А.В. Щусев - Казанский вокзал, В.М. Васнецов - Третьяковская галерея) культура во второй половине 20 века-В архитектуре начала XX в. выделяются такие архитектурные направления, как стиль модерн (Ф.И. Щехтель— здание Художественного театра и особняк Рябушинских в Москве, В.Ф. Валькот — гостиница «Метрополь»), неорусский стиль (А.В. Щусев — Казанский вокзал), неоклассицизм (Р.И. Клейн — московский Музей изобразительных искусств, И.И. Рерберг— Киевский вокзал).