Начало основным тенденциям демографического развития Казахстана в советский период было положено задолго до установления Советской власти в крае. Для понимания особенностей социально-демографических процессов в республике, проанализируем исходные характеристики народонаселения Казахстана в предшествующий период. Казахи, русские и украинцы в начале XX века составляли более 86,1% всего населения края, где проживали и представители других этносов. Наметилась четкая тенденция сокращения удельного веса казахов в общей численности населения и одновременного роста численности русских, украинцев и их доли в составе населения Казахстана. Это объяснялось более высоким уровнем их естественного прироста и продолжавшимся переселением из регионов России, Украины, Белоруссии. Так, еще в дореволюционный период, было положено начало демографическим процессам по превращению казахов в меньшинство на своей исконной территории. В конце XIX века Казахстан представлял собой аграрный край. Согласно Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., численность населения в нем составляла 4 млн. 333 тыс. человек, подавляющее большинство которого были жителями сельской местности — 3 882 350 чел., или 93,6 %. В 22 городах проживало чуть больше 6% жителей Казахстана. Города в основном были небольшие, в самом крупном по тому времени - Уральске проживало 36,4 тыс. человек; в г. Верном (ныне Алматы) — 22,7 тыс., Семипалатинске - 20,2 тыс., Петропавловске — 19,7 тыс., Аулие-Ате — 11,7 тыс., Чимкенте — 11,2 тыс., Акмолинске — 9,7 тыс., Гурьеве — 9,3 тыс., Павлодаре — 7,7 тыс., Перовске (ныне Кзылорда) — 5,0 тыс., Актюбинске — 2,8 тыс. Удельный вес казахов в составе горожан был незначителен — 15,4%, что составило в абсолютных цифрах чуть более 40 тысяч человек. В процессе присоединения к России, а затем — переселенческого движения, в Казахстане постепенно складывалась многонациональная структура населения. По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в крае проживало более 60 национальностей, из которых казахи составляли большинство — 3 392,7 тыс. чел., или 81,7%, русские - 454,4 тыс. (10,9%), украинцы-79,5 тыс. (1,9%), татары - 55,9 тыс. (1,34%), уйгуры - 55,8 тыс. (1,34%), узбеки - 29,5 тыс. чел. (0,75%) и т.д. Наиболее высокий удельный вес казахов в 1897 году был отмечен в Семипалатинской (90,6%) и Тургайской (88,3%) областях; 71,3% всего населения приходилось на долю казахов в Уральской, 62,6% — в Акмолинской, 60,4% — в Сырдарьинской, 52,1% — в Семиреченской областях. Доля русского населения в это время была уже достаточно высока в Акмолинской (25,5%) и Уральской (25%) областях. В конце XIX века почти у всех народов, населявших Российскую империю, преобладал традиционный тип рождаемости, характеризующийся многодетностью. Об однотипности демографического поведения представителей различных национальностей косвенно могут служить данные Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. о наличии детей (в возрасте до 10 лет) у женщин в возрасте от 20 до 49 лет (в расчете на 100 женщин) по вероисповеданию: у православных — 144; у католиков — 142; у мусульман — 142; у иудеев - 153; у лютеран — 116 детей. Высокая рождаемость у казахов была обусловлена ранней брачностью. Регулирование деторождаемости каралось по мусульманскому закону, основных канонов которого придерживалась казахская семья. Бездетность ставилась основным, открытым мотивом в полигамии, само юридическое и сословное положение семьи требовало наличия определенного количества детей. На рубеже Х1Х-ХХ вв. смертность в Казахстане была очень высока. Именно по этой причине рост населения шел медленно, а в некоторые годы наблюдалось даже некоторое снижение естественного прироста. Так, в 1883 году число умерших превысило число родившихся в Каркаралинском уезде Семипалатинской области на 384 чел. Структура причин смерти была глубоко архаична, она формировалась под решающим воздействием экзогенных (внешних) факторов, что было причиной высокой смертности в детских и молодых возрастах. Ученые объясняют этот факт нищетой и обездоленностью больших групп населения, кочевым образом жизни, отсутствием медицинской Главными болезнями населения были туберкулез, пневмония, инфекционные желудочные заболевания. Большое рас имели дизентерия, брюшной тиф, скарлатина. Данные Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года свидетельствуют о том, что общий процент грамотности населения Казахстана в то время был незначительным.
В Азии турки завоевали Месопотамию, Армению и западную часть Грузии, захватили Сирию и Аравию с древним городом арабов Меккой. В Африке турки завоевали Египет. В дальнейшем они овладели всем побережьем Северной Африки (кроме Марокко). Султан имел большой гребной и парусный флот. Турецкие пираты грабили и топили торговые суда европейцев в Средиземном море.
При самом могущественном султане Сулеймане I (1520 - 1566) турецкие завоеватели проникли в глубь Центральной Европы. Совершив восемь походов на Венгрию, турки овладели большей частью страны. Венгрия на 150 лет попала под гнёт турок. Сулейман I предпринял поход и на столицу Австрии - Вену, но под её стенами потерпел поражение.
Власть султана поддерживало мусульманское духовенство. Оно внушало верующим, что султан - «тень бога на земле». Завоеватель Константинополя Мехмед II говорил: «Сабля и религия неразлучны».
Начало основным тенденциям демографического развития Казахстана в советский период было положено задолго до установления Советской власти в крае. Для понимания особенностей социально-демографических процессов в республике, проанализируем исходные характеристики народонаселения Казахстана в предшествующий период. Казахи, русские и украинцы в начале XX века составляли более 86,1% всего населения края, где проживали и представители других этносов. Наметилась четкая тенденция сокращения удельного веса казахов в общей численности населения и одновременного роста численности русских, украинцев и их доли в составе населения Казахстана. Это объяснялось более высоким уровнем их естественного прироста и продолжавшимся переселением из регионов России, Украины, Белоруссии. Так, еще в дореволюционный период, было положено начало демографическим процессам по превращению казахов в меньшинство на своей исконной территории. В конце XIX века Казахстан представлял собой аграрный край. Согласно Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., численность населения в нем составляла 4 млн. 333 тыс. человек, подавляющее большинство которого были жителями сельской местности — 3 882 350 чел., или 93,6 %. В 22 городах проживало чуть больше 6% жителей Казахстана. Города в основном были небольшие, в самом крупном по тому времени - Уральске проживало 36,4 тыс. человек; в г. Верном (ныне Алматы) — 22,7 тыс., Семипалатинске - 20,2 тыс., Петропавловске — 19,7 тыс., Аулие-Ате — 11,7 тыс., Чимкенте — 11,2 тыс., Акмолинске — 9,7 тыс., Гурьеве — 9,3 тыс., Павлодаре — 7,7 тыс., Перовске (ныне Кзылорда) — 5,0 тыс., Актюбинске — 2,8 тыс. Удельный вес казахов в составе горожан был незначителен — 15,4%, что составило в абсолютных цифрах чуть более 40 тысяч человек. В процессе присоединения к России, а затем — переселенческого движения, в Казахстане постепенно складывалась многонациональная структура населения. По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в крае проживало более 60 национальностей, из которых казахи составляли большинство — 3 392,7 тыс. чел., или 81,7%, русские - 454,4 тыс. (10,9%), украинцы-79,5 тыс. (1,9%), татары - 55,9 тыс. (1,34%), уйгуры - 55,8 тыс. (1,34%), узбеки - 29,5 тыс. чел. (0,75%) и т.д. Наиболее высокий удельный вес казахов в 1897 году был отмечен в Семипалатинской (90,6%) и Тургайской (88,3%) областях; 71,3% всего населения приходилось на долю казахов в Уральской, 62,6% — в Акмолинской, 60,4% — в Сырдарьинской, 52,1% — в Семиреченской областях. Доля русского населения в это время была уже достаточно высока в Акмолинской (25,5%) и Уральской (25%) областях. В конце XIX века почти у всех народов, населявших Российскую империю, преобладал традиционный тип рождаемости, характеризующийся многодетностью. Об однотипности демографического поведения представителей различных национальностей косвенно могут служить данные Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. о наличии детей (в возрасте до 10 лет) у женщин в возрасте от 20 до 49 лет (в расчете на 100 женщин) по вероисповеданию: у православных — 144; у католиков — 142; у мусульман — 142; у иудеев - 153; у лютеран — 116 детей. Высокая рождаемость у казахов была обусловлена ранней брачностью. Регулирование деторождаемости каралось по мусульманскому закону, основных канонов которого придерживалась казахская семья. Бездетность ставилась основным, открытым мотивом в полигамии, само юридическое и сословное положение семьи требовало наличия определенного количества детей. На рубеже Х1Х-ХХ вв. смертность в Казахстане была очень высока. Именно по этой причине рост населения шел медленно, а в некоторые годы наблюдалось даже некоторое снижение естественного прироста. Так, в 1883 году число умерших превысило число родившихся в Каркаралинском уезде Семипалатинской области на 384 чел. Структура причин смерти была глубоко архаична, она формировалась под решающим воздействием экзогенных (внешних) факторов, что было причиной высокой смертности в детских и молодых возрастах. Ученые объясняют этот факт нищетой и обездоленностью больших групп населения, кочевым образом жизни, отсутствием медицинской Главными болезнями населения были туберкулез, пневмония, инфекционные желудочные заболевания. Большое рас имели дизентерия, брюшной тиф, скарлатина. Данные Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года свидетельствуют о том, что общий процент грамотности населения Казахстана в то время был незначительным.
При самом могущественном султане Сулеймане I (1520 - 1566) турецкие завоеватели проникли в глубь Центральной Европы. Совершив восемь походов на Венгрию, турки овладели большей частью страны. Венгрия на 150 лет попала под гнёт турок. Сулейман I предпринял поход и на столицу Австрии - Вену, но под её стенами потерпел поражение.
Власть султана поддерживало мусульманское духовенство. Оно внушало верующим, что султан - «тень бога на земле». Завоеватель Константинополя Мехмед II говорил: «Сабля и религия неразлучны».