История развитого Средневековья связана с Караханидским и Кипчакским государствами X века. Вместе с ними в новый период Средневековья вошли найманы, кереиты, жалаиры, каракитаи. Государство Караханидов. В эпоху Караханидов получило особое развитие городская культура. Ислам впервые в стране был объявлен государственной религией. Были построены мавзолеи Айша-Биби и Карахана, которые считаются уникальными образцами караханидской архитектуры.
Государства найманов, кереитов, жалаиров. Темуджин воспользовался разделением найманских ханов в борьбе за власть и победил их в 1204 году. Побежденные найманы под предводительством Кучлик-хана двинулись на запад и обосновались на востоке Казахстана, в районах Алтая и Иртыша. Найманы, поселившиеся в Семиречье в 1218 году, признали монгольское владычество.
В конце XII века, во время правления Тогрул-хана, возникло государство кереитов. В его орде Темуджин и Жамука изучали государственное управление и военное искусство. В 1203 году Темуджин напал на кереитов и покорил их. Часть кереитов переселилась на восток Казахстана.
Согласно источникам, правитель жалаиров Джамуха дружил с Темуджином. Объединившись с кереитским ханом Тогрулом, Темуджин покорил жалаиров.
Государство каракитаев. Каракитаи совершали множество походов в Среднюю Азию и Казахстан для расширения своих территорий. В результате каракитаи обладали землями от Таласа до Енисея. В начале XIII века они потерпели поражение от хорезмийцев и найманов. Таким образом, в 1212 году государство каракитаев пало навсегда.
Кипчакское государство. В стратегически важных городах Сырдарьи происходили частые столкновения кипчаков и хорезмийцев. Конкуренция за власть над городами прекратилась только после монгольского завоевания обеих стран. Несмотря на падение Кипчакского ханства, оно появилось вновь на исторической сцене в период становления казахского народа и государства.
сделайте не большой конспект 7 предложений
Объяснение:
Мусульманский мир создал новые типы монументальных построек: мечети, башни-минареты, медресе, мавзолеи, крытые рынки, караван-сараи. Жаркий климат требовал сооружения открытых и подземных водопроводов, искусственных водоемов, фонтанов. Возникли оригинальные конструкции из глины, кирпича, камня: разнообразные формы арок, системы сводчатых перекрытий. Оригинальностью отличались и все виды декоративного искусства – от орнаментации зданий до украшения бытовой утвари. Мощный подъем характерен для художественных ремесел, расцвет которых пришелся на X–XV века. Благодаря активной переводческой деятельности арабов многие достижения античной философии и науки были сохранены на Востоке и переданы народам Европы.
Составными частями древнерусского города были, как правило, укреплённый детинец (в Северо-Восточной Руси его с XIV века именовали кремлём), примыкающие к нему один-два окольных города, которые также были обнесены укреплениями, и неукреплённый посад[5]. У небольшого города укреплённая часть могла быть только одна — детинец. Соотношение площади детинца к окольному городу в разных случаях сильно варьировало. Детинец обычно существенно уступал по площади окольному городу, однако в некоторых случаях мог быть и больше его, например Вышгородский детинец. В детинцах, как правило, располагались княжеский дворец или резиденция, епископский дворец, храмы, дворы высшей знати и мастерские, обслуживающие потребности княжеского двора. Расположенные в валах клети, вокруг которых насыпалась земля, могли служить жилищами для гарнизона или как складские помещения. В окольном городе и посаде находились торгово-ремесленные постройки. В некоторых случаях, главный собор города мог находиться на территории окольного города (например, Успенский собор Владимира-Волынского).
Базовой ячейкой древнерусского города являлся двор или усадьба, обнесённая забором-частоколом. А. В. Куза отмечает удивительное постоянство границ подобных дворов и внутригородских земельных владений, которые могли сохраняться веками[5]. У владельцев дворов имелись определённые повинности (финансовые, отработочные, военные) и права участия в городском самоуправлении. Усадебная застройка отсутствовала лишь в городах, являвшихся по сути сторожевыми крепостями либо в городах-вотчинах, принадлежавших одному феодалу.