Итак, о всем том прекратив речи, скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в бого граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать.
3. Почему автор ассоциирует Москву с римским царством?
Известная формула «Москва — Третий Рим» прозвучала в первой половине XVI века. Связана она была с той самой философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства. Автором данной концепции считается инок псковского Елеазарова монастыря Филофей. В посланиях к думному дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и русскому царю Василию III (сыну Ивана III) монах писал о роли «Рима земного», которая уготована Москве.
«Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Таким образом, за Москвой закреплялся статус единственного и последнего центра восточного христианского мира.
Объяснение:
может так?