В IX — XIII вв. культура белорусских земель, как и древнерусская культура в целом, развивалась на основе культурных традиций восточнославянских племен и культуры соседних стран, особенно Византии. Но византийская культура и после принятия христианства не воспринималась механически, а сочеталась с местными традициями, творчески перерабатывалась в соответствии со славянским миропониманием, обычаями, этикой, нравами. Это и обусловило переплетение в белорусской культуре христианских и языческих традиций, привело к возникновение оригинальных произведений литературы, архитектуры, изобразительного искусства.
Наиболее сильно языческие традиции, особенно быта славянских народов проявились в устном народном творчестве, которое было в это время одной из самых развитых отраслей духовной жизни. На белорусских землях, как и во всей Киевской Руси, в IX — ХIII вв. имело место широкое распространение календарно -обрядовых песенных циклов, посвященных различным языческим праздникам — масленице, зажинкам и др., семейно-обрядовой поэзии, сказок, легенд, былин, присказок, загадок, заговоров. Они отражали представление людей о природе, жизни и смерти, добре и зле, историческом и мечты о будущем.
Новым этапом в развитии культуры восточных славян стало появление письменности и образования. В отличие от католических стран Запада в культуре и деловодстве Руси употреблялся родной язык. Исторические источники свидетельствуют, что письмом на Руси, в том числе и на территории Белоруссии, пользовались задолго до принятия христианства, примерно с VI — VIII вв. Во время археологических раскопок на территории Белоруссии найдено большое количество разных предметов VI — VII вв. с надписями их владельцев, что свидетельствует о распространении письменности не только среди феодалов и духовенства, но и среди простого городского населения. Это пряслицы в Пинске и Витебске, берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле.
К началу XI в. на территории Белоруссии уже существовала религиозная и светская литература: переводная и оригинальная. Из переводной литературы первыми появились книги Священного писания — Библия и ее составные части. С ХIII в. до нас дошло так называемое Туровское рукописное евангелие — редкий памятник древнерусской письменности.
Выдающимся писателем, проповедником, церковно-политическим деятелем того времени, мастером ораторской прозы был Кирилл Туровский., Из его литературного наследия до нас дошло несколько проповедей — притчей, два канона и около тридцати молитв — исповедей.
Ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Белоруссии в IX—ХIII в. являются памятники архитектуры, которые строились вначале из дерева, а после принятия христианства — из камня и кирпича. Наиболее древним каменно-кирпичным сооружением на территории Белоруссии является Софийский собор в Полоцке, возведенный в середине XI в. В XII в. были построены Полоцкая Ефросиньевская церковь, Витебская Благовещенская церковь, два храма в Гродно — Нижняя и Борисоглебская церкви. Церкви и монастыри использовались также как книгохранилища. При них переписывались книги и составлялись летописи. Из летописей известно, что в Полоцкой Софии на протяжении многих столетий имелась богатая библиотека, в которой, кроме церковных книг, были произведения античных авторов и летописи.
Высокого уровня в IX—ХIII вв. на белорусских землях достигло также изобразительное искусство. Основными его жанрами в этот период были монументальная живопись (фреска, мозаика), иконопись и книжная миниатюра. Иконы писались под влиянием византийского искусства.
Существовали две архитектурные школы— полоцкая и гродненская. Для полоцкой архитектурной школы характерна кладка со "спрятанным рядом", которая образовывала двухцветную гамму поверхности стены. Отличительными чертами гродненской архитектурной школы являются кирпичная ровнорядная кладка с применением природных валунов, а также некоторые другие черты. Самая яркая особенность гродненских памятников архитектуры 12 в. - исключительная по разнообразию декоративная обработка фасадов. Для её использовались различные по цвету и размерам шлифованные камни и фигурные керамические плитки, из которых выкладывались кресты и другие фигуры.
После того, как к 1240 году почти все земли Руси были разорены походами монгольского войска, Русь попала в зону влияния Золотой Орды, она состояла в том, что Русским князьям перед тем, как вступить на трон, приходилось ездить в Орду и просить выдачи Ярлыка, который утверждал легитимность князя на определенных землях.
После выдачи Ярлыка, князь был обязан не только слушать распоряжений Ордынского хана, но и выплачивать дань (Ордынский выход), в противном случае, земли разорялись ордынским отрядом, как это было с Тверским княжеством в 1327 году.
Во время Ордынского Ига, внешние связи Русских земель были намного уменьшены, что вызвало в последствии техническую отсталость, например огнестрельное оружие появилось в Русских землях только в XV веке, в то время в Европе его уже активно и довольно массово использовали в начале XIV.
Отсталость проявлялась не только в техническом развитии, но и в централизации русских земель, ибо вплоть до правления Ивана третьего (1462-1505гг) не было ярко выраженного центра России, что ставило в целом русский народ в опасность, так как, как показал опыт первой половины XIII разобщенность земель ведет к "братоубийственным" войнам и опасности с внешней стороны
Проблемой в объединении Русских земель было то самое Ордынское Иго, так как ему было более выгодно иметь множество разобщенных земель которые платили дать, чем огромное одно-национальное (в масштабах) и сплоченное одной верой государство, поэтому давая Ярлык одному князю, второму и третьему желалось отнять его, тем самым начиная снова братоубийственную войну.
В IX — XIII вв. культура белорусских земель, как и древнерусская культура в целом, развивалась на основе культурных традиций восточнославянских племен и культуры соседних стран, особенно Византии. Но византийская культура и после принятия христианства не воспринималась механически, а сочеталась с местными традициями, творчески перерабатывалась в соответствии со славянским миропониманием, обычаями, этикой, нравами. Это и обусловило переплетение в белорусской культуре христианских и языческих традиций, привело к возникновение оригинальных произведений литературы, архитектуры, изобразительного искусства.
Наиболее сильно языческие традиции, особенно быта славянских народов проявились в устном народном творчестве, которое было в это время одной из самых развитых отраслей духовной жизни. На белорусских землях, как и во всей Киевской Руси, в IX — ХIII вв. имело место широкое распространение календарно -обрядовых песенных циклов, посвященных различным языческим праздникам — масленице, зажинкам и др., семейно-обрядовой поэзии, сказок, легенд, былин, присказок, загадок, заговоров. Они отражали представление людей о природе, жизни и смерти, добре и зле, историческом и мечты о будущем.
Новым этапом в развитии культуры восточных славян стало появление письменности и образования. В отличие от католических стран Запада в культуре и деловодстве Руси употреблялся родной язык. Исторические источники свидетельствуют, что письмом на Руси, в том числе и на территории Белоруссии, пользовались задолго до принятия христианства, примерно с VI — VIII вв. Во время археологических раскопок на территории Белоруссии найдено большое количество разных предметов VI — VII вв. с надписями их владельцев, что свидетельствует о распространении письменности не только среди феодалов и духовенства, но и среди простого городского населения. Это пряслицы в Пинске и Витебске, берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле.
К началу XI в. на территории Белоруссии уже существовала религиозная и светская литература: переводная и оригинальная. Из переводной литературы первыми появились книги Священного писания — Библия и ее составные части. С ХIII в. до нас дошло так называемое Туровское рукописное евангелие — редкий памятник древнерусской письменности.
Выдающимся писателем, проповедником, церковно-политическим деятелем того времени, мастером ораторской прозы был Кирилл Туровский., Из его литературного наследия до нас дошло несколько проповедей — притчей, два канона и около тридцати молитв — исповедей.
Ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Белоруссии в IX—ХIII в. являются памятники архитектуры, которые строились вначале из дерева, а после принятия христианства — из камня и кирпича. Наиболее древним каменно-кирпичным сооружением на территории Белоруссии является Софийский собор в Полоцке, возведенный в середине XI в. В XII в. были построены Полоцкая Ефросиньевская церковь, Витебская Благовещенская церковь, два храма в Гродно — Нижняя и Борисоглебская церкви. Церкви и монастыри использовались также как книгохранилища. При них переписывались книги и составлялись летописи. Из летописей известно, что в Полоцкой Софии на протяжении многих столетий имелась богатая библиотека, в которой, кроме церковных книг, были произведения античных авторов и летописи.
Высокого уровня в IX—ХIII вв. на белорусских землях достигло также изобразительное искусство. Основными его жанрами в этот период были монументальная живопись (фреска, мозаика), иконопись и книжная миниатюра. Иконы писались под влиянием византийского искусства.
Существовали две архитектурные школы— полоцкая и гродненская. Для полоцкой архитектурной школы характерна кладка со "спрятанным рядом", которая образовывала двухцветную гамму поверхности стены. Отличительными чертами гродненской архитектурной школы являются кирпичная ровнорядная кладка с применением природных валунов, а также некоторые другие черты. Самая яркая особенность гродненских памятников архитектуры 12 в. - исключительная по разнообразию декоративная обработка фасадов. Для её использовались различные по цвету и размерам шлифованные камни и фигурные керамические плитки, из которых выкладывались кресты и другие фигуры.
После того, как к 1240 году почти все земли Руси были разорены походами монгольского войска, Русь попала в зону влияния Золотой Орды, она состояла в том, что Русским князьям перед тем, как вступить на трон, приходилось ездить в Орду и просить выдачи Ярлыка, который утверждал легитимность князя на определенных землях.
После выдачи Ярлыка, князь был обязан не только слушать распоряжений Ордынского хана, но и выплачивать дань (Ордынский выход), в противном случае, земли разорялись ордынским отрядом, как это было с Тверским княжеством в 1327 году.
Во время Ордынского Ига, внешние связи Русских земель были намного уменьшены, что вызвало в последствии техническую отсталость, например огнестрельное оружие появилось в Русских землях только в XV веке, в то время в Европе его уже активно и довольно массово использовали в начале XIV.
Отсталость проявлялась не только в техническом развитии, но и в централизации русских земель, ибо вплоть до правления Ивана третьего (1462-1505гг) не было ярко выраженного центра России, что ставило в целом русский народ в опасность, так как, как показал опыт первой половины XIII разобщенность земель ведет к "братоубийственным" войнам и опасности с внешней стороны
Проблемой в объединении Русских земель было то самое Ордынское Иго, так как ему было более выгодно иметь множество разобщенных земель которые платили дать, чем огромное одно-национальное (в масштабах) и сплоченное одной верой государство, поэтому давая Ярлык одному князю, второму и третьему желалось отнять его, тем самым начиная снова братоубийственную войну.