из письма современника о личности и реформах иосифа ii
его нет больше… государя, который делал честь всем людям, и человека, который ещё больше делал честь всем государям. люди сознают, какая утрата их постигла. < .> лишь через год путешественник скажет: «какое прекрасное устройство школ, больниц, тюрем и образования! » мануфактурист: «какое поощрение! » землепашец: «он сам трудился». еретик: «он был нашим защитником». председатели всех ведомств и начальники всех учреждений скажут: «он был нашим первым служащим и одновременно нашим начальником". министра: «он убивал себя ради государства, первым подданным которого, по его словам, он был». общество скажет: «он был верным, любезным; он приятно говорил, его разговоры были примечательны; с ним можно было правдиво говорить обо всём».
1. когда, в какой момент было написано цитируемое письмо? на основании чего это можно определить?
2. в чём заключается смысл оценки, данной автором письма императору иосифу ii?
Спарта – это государство, которое существовало в древние времена на территории современной Греции. Официальное название данного образования – Лакедемон. Во времена основания само наличие такого протогосударства было достаточно прогрессивным, поскольку оно обладало развитой системой управления и собственной идеологией. Но в силу отсутствия реформ и остановки в развитии, территория не смогла удержаться на европейской арене и была поглощена более сильными соседями.
Таким образом, между древнейшими государственными образованиями есть много общего. Как Спарта, так и Афины представляли собой города, обладающие собственной системой управления. Они вступали в союзы со своими соседями, участвовали в военных походах. В них сформировались собственные принципы существования, которые разделялись населением. Как Спарта, так и Афины вошли в состав Римской империи в 146 году до Новой эры, однако сохранили право на самоуправление.
Тем не менее, внутренний уклад данных государственных образований был абсолютно разным. Афины – это образец демократии, где все решения проходили одобрение народного собрания. В Спарте власть принадлежала двум царям, которые действовали единолично. В Афинах люди обладали личной свободой: как демос, так и аристократы. Рабов было мало, и в основном они происходили из числа народов, потерпевших поражение в войнах. В Спарте все люди делились на рабов (илотов) и воинов, обладавших свободой.
Афины подарили миру такие достижения, как Олимпийские игры, философия, риторика, поэзия. В Спарте происходил искусственный отказ от данных «излишеств», состязания на потеху публики были запрещены. Формально не существовало частной собственности, всё принадлежало общине. Стоит заметить, что общеизвестный принцип сбрасывания слабых младенцев со скалы существовал не только в Спарте, но и в Афинах. Время было такое: от нежизне потомства избавлялись сразу.