Изучить § 13. Выписать даты и события, термины и определения, дать справки историческим личностям. история Арсентьев 9 класс внешняя политика Николая 1 Кавказская война Крымская война
Земли платили дань - ясак. платили ценностями (драгметаллами и пушниной) и рабами. кроме того, хан назначал своих посланников своими представителями в землях, которые осуществляли там деятельность от его имени. им давала специальная грамота с полномочиями - ярлык иго – это политическая и зависимость руси от орды. татаро-монгольское иго представляло собой сложную систему, главной целью которой было использование и военного потенциала руси в интересах золотой орды. в отношении оно проявлялось в ежегодной выплате русью огромной дани татарам или, как называли ее на руси, “ордынский выход”. сборщиками дани были баскаки, которые после специальной переписи собирали дань с дома-хозяйства. политическая зависимость выражалось в изменении положения князей. князья должны были ездить в орду и получать там ханские ярлыки на свои княжества. хан, таким образом, становился источником княжеской власти. зависимость проявилась в том, что с жителей брали не только дань, но и поплужное, ям, «корм» , собирали воинов, ремесленников. большинство исследователей ига считают, что итогами монголо-татарского ига для земель были разрушения и регресс. иго отбросило княжества назад в своём развитии и стало главной причиной отставания россии от стран запада. оно явилось тормозом для роста производительных сил руси, находившихся на более высоком социально- уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства. исследователи отмечают на руси в период ига упадок строительства из камня и исчезновение сложных ремесел, таких как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность запада переходила к эпохе первоначального накопления, ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того пути, который был проделан до батыя» была создана система зависимости руси от золотой орды 1) князья, попали в политическую - вассальную зависимость к монгольским ханам, так как должны были получать ярлык -ханскую грамоту на правление. ярлык давал право на политическую и военную поддержку со стороны орды. сама процедура получения ярлыка была унизительной. многие князья, особенно в первые годы зависимости, не могли с этим смириться и в орде. при такой системе в политическом отношении княжества сохраняли автономию и администрацию. князья, как и прежде, подвластным населением, но были вынуждены уплачивать подати и подчинятся представителям хана. монгольские ханы осуществляли жёсткий контроль за деятельностью князей, не позволяя им консолидироваться; 2) зависимость земель выражалась в том, что ежегодно люди должны были выплачивать дань. принуждения осуществлялось при четкой системы налогов. в сельской местности был введен поземельный налог – харадж (поплужное - подать с плуга) , в городах – тамга (торговая пошлина) и т. д. для сбора налогов монголы трижды проводили переписи платежеспособного населения, для чего в землю посылались численники. дань с руси, отправляемая хану, получила название ордынского выхода. 3) кроме дани, князья должны были поставлять рекрутов для ханского войска (1 от каждых 10 дворов) . воины должны были участвовать в военных походах монголов.
Традиционное казахское общество имело строго иерархическое устройство. Идея наследственной аристократии выражалась резко, так что аристократия и представители так называемых «святых родов» были четко отделены от простонародья.
Высший аристократический слой и самую влиятельную политическую силу казахского общества в рассматриваемое время представляли султаны. Этим арабским словом сирийского происхождения первоначально обозначалось собирательное понятие о верховной власти — владычество, господство, а также власть, правительство. Не позднее второй половины IX в. термин «султан» стали употреблять и для обозначения персонального носителя светской власти, в противоположность имаму, представителю религиозного авторитета. Первыми, кто ввел это слово в официальный обиход и надписи на монетах, были Великие Сельджуки (1038–1194 гг.). В Османской империи султаном называли государя. Однако слово «султан» применялось не только к падишаху, но и ко всем принцам и принцессам династии Османов (1299–1922 гг.). В Малой Азии слово «султан» употреблялось также в среде членов суфийского братства и указывало на высокий ранг его носителя. В Улусе Джучи и Чагатайском улусе с XIV в. слово «султан» обозначало титул каждого члена династии, происходившей от Чингиз-хана.
Объяснение:
Люди «белой кости» и люди «черной кости»
Традиционное казахское общество имело строго иерархическое устройство. Идея наследственной аристократии выражалась резко, так что аристократия и представители так называемых «святых родов» были четко отделены от простонародья.
Высший аристократический слой и самую влиятельную политическую силу казахского общества в рассматриваемое время представляли султаны. Этим арабским словом сирийского происхождения первоначально обозначалось собирательное понятие о верховной власти — владычество, господство, а также власть, правительство. Не позднее второй половины IX в. термин «султан» стали употреблять и для обозначения персонального носителя светской власти, в противоположность имаму, представителю религиозного авторитета. Первыми, кто ввел это слово в официальный обиход и надписи на монетах, были Великие Сельджуки (1038–1194 гг.). В Османской империи султаном называли государя. Однако слово «султан» применялось не только к падишаху, но и ко всем принцам и принцессам династии Османов (1299–1922 гг.). В Малой Азии слово «султан» употреблялось также в среде членов суфийского братства и указывало на высокий ранг его носителя. В Улусе Джучи и Чагатайском улусе с XIV в. слово «султан» обозначало титул каждого члена династии, происходившей от Чингиз-хана.