Изучите основные заповеди мировых религий, определите их влияние (не менее 2-х) на формирование духовно-нравственных ценностей человечества. Христианские заповеди:
1. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
2. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
3. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
4. Не убий.
5. Не укради
6. Не лжесвидетельствуй.
Мусульманские заповеди:
1. Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого.
2. Почитайте отца и мать.
3. Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною.
4. Честно соблюдайте вес и меру.
5. Будьте справедливы на суде.
6. Крепко держитесь союза с Богом вашим.
Заповеди Будды:
1. Самая большая глупость в жизни человека - это ложь.
2. Самая большая печаль в жизни человека - это зависть.
3. Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность.
4. Самое достойное восхищения в жизни человека - подняться после падения.
5. Самая большая утрата в жизни человека - потеря надежды.
6. Самое большое достояние в жизни человека - здоровье и разум.
Вера в Пресвятую Троицу отличает христианство от других монотеистических религий: иудаизма и ислама. Свят. Афанасий Александрийский определяет христианскую веру как веру в неизменную, совершенную и блаженную Троицу295.
Само слово «Троица» (греч. Τριάς) – не библейского происхождения. В христианский лексикон оно было введено во второй половине II в. свят. Феофилом Антиохийским296.
Учение о Пресвятой Троице дано только в христианском Откровении; никакая спекулятивная философия не могла возвыситься до уразумения тайны Пресвятой Троицы. Догмат о Пресвятой Троице непостижим на уровне рассудка297, которому учение о Пресвятой Троице представляется противоречивым. Свящ. Павел Флоренский говорил о троичном догмате как о кресте для человеческой мысли298. Для того чтобы принять этот догмат, человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на все в мире познать и рационально объяснить, опираясь лишь на собственные естественные силы299. Иными словами, для того чтобы принять этот догмат, человеку необходимо отвергнуться от своего разумения. Это значит, что тайна Пресвятой Троицы постигается, причем лишь отчасти, только в опирающемся на Откровении опыте духовной жизни и это постижение всегда сопряжено с аскетическим усилием. Именно поэтому никакая философия и не смогла подняться до учения о Боге Троице. Говоря словами свят. Афанасия Великого, учение о Троице «прилично постигать не человеческою мудростию, но слухом веры»300.
По учению свв. отцов, без веры в Троицу невозможно и само бытие Церкви, ибо «на ней основана Церковь, и кто от этой веры отпадает, тот не может быть и даже называться христианином»301. «Для Православной Церкви Пресвятая Троица – непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта»302.
Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения. На нем основывается учение о Боге о Боге Освятителе и т.д. Однако, по словам В. Н. Лосского, учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит... войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы»303.