Известно стало, что ордынский князь мамай собрал силу великую и идёт на землю. дмитрий пришёл к святому сергию и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает. святой же благословил его, молитвой вооружил и сказал: «следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе богом славном христианском стаде. иди против безбожных, и, если бог тебе, ты победишь». собрав всех воинов своих, выступил увидев же войско весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были. и вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: «без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, — обязательно тебе бог». тогда князь великий дмитрий и всё войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых. так началось сражение, и многие пали, но бог великому победоносному дмитрию, и побеждены были великий князь дмитрий, славную победу одержав, пришёл к сергию, принеся за добрый совет, бога славил и вклад большой в монастырь дал. 1. в чём видит автор документа причины победы войск на поле куликовом? согласны ли вы с его мнением? 2. можно ли утверждать, что документ написан современником событий? докажите своё мнение. 3. считает ли автор документа борьбу с мамаем религиозной войной? докажите свою точку зрения, используя цитаты из документа. ответить на вопросы, 50
Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:
право на свободу и личную независимость от другого человека;
право на земельный участок на полисной территории;
право на экономическую от государства в случае материальных затруднений;
право на ношение оружия и службу в ополчении;
право на участие в делах государства;
право на почитание и защиту отеческих богов;
право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.
Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:
беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;
приходить на полису в чрезвычайных обстоятельствах;
защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет) ;
повиноваться законам и избранным властям;
принимать активное участие в общественной жизни;
почитать отеческих богёв.
Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.
2. Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:
права гражданства;
права приобретать недвижимость;
права заключать браки с афинскими гражданами.
К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.
У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.
Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.
3. Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.
Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.
Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.
Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.
долю рабочей силы в Афинах составляли рабы. Они считались рабочим
организацию были только граждане. Сами афиняне, как и другие греки,
походах.
принадлежала гражданину как его частная собственность, недра земли —
. Граждане составляли единый коллектив, общину. Они держали в
заботилось о своей обороне от врагов и о собственных завоевательных
скотом, а не людьми. Граждане, бедные и богатые, метеки, рабы — все
хлеба в этом году.
Афинские граждане имели исключительное право
только тот, у кого отец и мать были афинянами. Но женщинам запрещалось
между всеми, особенно между бедными и богатыми гражданами, чтобы они в
называли эту организацию полисом. Это слово означает «город-государство»
владеть землей, домом, помещением для мастерской. Поверхность земли
даже посещать Народное собрание. В 445 г. до н. э. 5 тысяч человек были
послушании рабов, метеков, бедных граждан. Полис регулировал отношения
частной собственностью всей общины граждан, и только граждан.
Значительную