Первая в мире железная дорога общего пользования с паровой тягой была построена в Англии Джорджем Стефенсоном в 1825 году — между Стоктоном и Дарлингтоном, и была протяжностью 40 километров (26 миль) . Первая железная дорога между относительно крупными городами была открыта в 1830 году и соединила промышленный центр Манчестер с портовым городом Ливерпуль (56 км) . На линии также использовались паровозы Стефенсона. [3] К 1840 году протяжённость железных дорог в Великобритании составила 2390 км. [4]1/1
В культуре эллинизма соединены греческие традиции и традиции народов, вошедших в состав державы Александра Македонского и его преемников. Греческое влияние ярко выделяется в многообразных проявлениях эллинизма. Но, поскольку греческое наследие сочеталось в каждом регионе с конкретными традициями (египетской, финикийской, малоазийской, ближневосточной, иранской, среднеазиатской, индийской), местные варианты эллинистической культуры весьма отличались друг от друга. Этот синтез охватывал все стороны социальной и культурной жизни общества: быт, ремесло, домо- и градостроительство, торговлю, науки, религию, изобразительное искусство и др. Однако влиял на них по-разному. Значительный консерватизм наблюдался в архитектуре, и прежде всего храмовой. Храмы, посвященные греческим богам, строились по традиционным канонам античного зодчества. Известны следующие сооружения той эпохи: храмы Аполлона в Дидеме, около Милета (III—II вв. до н. э.), Зевса в Афинах (II в. до н. э.) и Пергаме (II в. до н. э.), Артемиды в Магнесии на Меандре (III—II вв. до н. э.), Сарапеум в Александрии (III в. до н. э.) и т. д. Храмы и святилища египетских и восточных богов сооружались или реставрировались по древним образцам. Это храмы Гора в Эдфу богини Хатхор в Дендера, Исиды на острове Филы, Набу в Уруке и пр. Эллинское воздействие в этих постройках прослеживается только в архитектурных деталях. Вместе с тем даже в такой незначительной степени архитектурное влияние эллинизма распространялось на дальние окраины эллинистических государств и за их пределы. Пример тому — памятники Вани (Колхида) и Арташата (Армения). Одновременно в эллинистических государствах возводились архитектурные сооружения новых типов. Накопление знаний привело к созданию научных и общественных центров: прославленной Александрийской библиотеки, библиотек в Пергаме и Антиохии, Мусейона в Александрии, Фаросского маяка, считавшегося одним из чудес света. Существует мнение, что 120-метровый Фаросский маяк не только указывал морякам дорогу к гавани, но и использовался для метеорологических наблюдений. Выдающимся памятником строительной техники и скульптуры было ещё одно чудо света — Колосс Родосский — статуя бога солнца Гелиоса (III в. до н. э.), достигавшая в высоту 35 метров. В эллинистических городах строились дворцы, театры, гимнасии и другие общественные здания. В дворцовой архитектуре античная и восточная традиции сплетались более тесно, чем в храмовой. Так, дворец и мавзолей, открытые в городище Ай-Ханум на берегу Пянджа в Афганистане, сочетают различные элементы греческой, египетской и иранской архитектуры. Находки, сделанные в городище Ай-Ханум (остатки одного из бактрийских городов), свидетельствуют о живучести греческих влияний в этом далёком краю эллинистической ойкумены. Центром города был акрополь. К югу от него располагалась цитадель, к северу — нижний город. Ай-Ханум надёжно защищали крутые обрывы и берега Пянджа. У подножия акрополя находился древний театр, рядом с ним — стадион. В городище обнаружены и остатки другого типично греческого сооружения — гимнасии. Ай-ханумский мавзолей содержал захоронение древнего героя или основателя города, имя которого — Киней — приведено в греческой надписи, начертанной на портике. Некий Клеарх в память о Кинее оставил на его гробнице прорицания священной пифии, выбитые на стене храма Аполлона Дельфийского. При раскопках также найдены образцы греко-бактрийской скульптуры: портрет правителя и фрагменты скульптуры неизвестного божества, вероятно Зевса. В результате раскопок городища Ай-Ханум перед учёными предстал типичный эллинистический город, в облике которого тесно переплелись черты греческой и местной бактрийской культур. Быстрый рост научных и общественных учреждений, как позволяют судить письменные источники и археологические находки из эллинистических городов, свидетельствует о подъёме науки и просвещения в ту эпоху. Уже в составе армии Александра Македонского во времена Восточного похода были историографы, философы и другие учёные. Походы Александра существенно расширили представления греков о географии. Составлялись новые карты мира с ранее неизвестными территориями Азии. Эратосфен из Кирены (около 276—194 до н. э.), возглавлявший Александрийскую библиотеку, вычислил длину окружности земного шара, определив её в 252 000 стадий (около 39 700 км), что близко к ныне установленной 40 075,7 км. Он же утверждал, что моря составляют единый океан и, плывя из Испании на запад или вокруг Африки на восток, можно попасть в Индию. Открытия учёных эллинистической эпохи обобщил Страбон в своей энциклопедической «Географии» в 17 книгах (II в. н. э.). Значительно пополнились знания греков об истории и культуре других народов, богатстве животного и растительного мира. Суммировав опыт античных врачей и египетских жрецов, Герофил Халкедонский (III в. до н. э.)сформулировал представление о нервной системе и кровообращении. Не менее плодотворным был обмен знаниями и в области точных наук.