Люди в этих краях живут около 8 тыс. лет. Следы самых древних поселений относятся к 6 тыс. до н.э. Многочисленные языческие угро-финские племена жили первобытно-общинным строем.
Славяне же, утвердившиеся первоначально на оз. Ильмень (II-я пол. I тыс.н.э.) вскоре начали расселяться по берегам реки Мсты - реки, которая впадала в Ильмень у самого Новгорода. Ее многочисленные притоки представляли первые естественные для расселения дороги.
Боровичский погост впервые упоминается в писцовой книге 1945 года. Но всего в километре от него сохранились остатки городищ Бобровское и Сушанское. В окрестностях много славянских сопок и жальников. Возможно, что несколько селений, стоявших невдалеке друг от друга, постепенно слились в одно крупное и положили начало Боровичам. Корень «бор» указывает, что селение строилось на «боровище» - холмах, поросших соснами.
Здесь останавливались суда, уже Мстинские пороги для устранения повреждений, а так же суда, прибывшие снизу, с Ильменя, чтобы взять опытных лоцманов, которые провели бы их по этим местам.
Во время монголо-татарского ига развитие новгородских земель было заторможено. Но погосты по-прежнему оставались административными центрами, где местное население могло обмениваться продуктами своего труда. Многие из них перерастали в рядки - по тому времени крупные торговые и ремесленные села.
В последней четверти XV века, когда Новгородские земли вошли в состав Московского государства, Боровический рядок быстро рос и развивался.
Весной 1703 года, когда Петр I заложил на Неве новую столицу, растущему городу потребовались провизия и всевозможные строительные материалы. Кратчайший путь, связывающий Волгу и Петербург проходил по Мсте. Но тут существовало значительное препятствие в виде Мстинских порогов. Петр сам не раз проходил по порогам и знал, что проводить суда по ним могут только опытные люди. Поэтому он освободил боровичских лоцманов от всех податей, возложив на них ответственность за сохранность грузов. По приказу Петра I было сооружено Вышневолоцкое водохранилище для подъема уровня воды на порогах.
В Боровическом рядке было построено множество амбаров для хранения грузов в зимнее время, предназначенных Петербургу. Он стал местом притяжения населения со всего края. Отсутствие местного самоуправления в разраставшемся селе тормозило решение многих вопросов. В 1770 году рядок был переименован в город Боровичи. У него появился свой герб в виде щита, разделенного вертикальной чертой: на одной половине- золотое солнце на голубом поле, а на другой- деревянный штурвал на серебряном поле-эмблема искусства боровических лоцманов.
В конце IIX века в городе кипела жизнь - работали три кирпичных завода, мельница, десятки мастерских по обслуживанию судоходства, 700 домов, 16 из которых - каменные. Но создание Мариинского водного пути и открытие в 1851 году железной дороги Петербург - Москва свели на нет значение Вышневолоцкой водной системы. Без работы остались все, кто занимался корабельным делом.
Выручило боровичан природное богатство - огнеупорные глины. В 1855 году был построен первый завод огнеупорного кирпича.
В начале-середине XX века в виду необходимости промышленности огнеупорного кирпича продолжалось развитие боровичских комбинатов. Так же в годы Великой Отечественной войны, не смотря на эвакуацию некоторых цехов, комбинат поставил отраслям оборонной промышленности 411 тыс. тонн кирпича.
В настоящее время Боровичи - второй после Великого Новгорода промышленный центр области. А так же прекрасное место отдыха - как активного, так и познавательного.
С мая по октябрь водники покоряют Мсту на катамаранах, байдарках, плотах. На мстинских порогах ежегодно собираются туристы и любители авторской песни со всей России и ближнего зарубежья - здесь проводится Межрегиональный фестиваль авторской песни «Мстинские созвучия». В эту реку влюбляются сразу и на всю жизнь.
1990 году в список исторических населенных мест Российской Федерации были включены: город Боровичи и села Боровичского района (Волок, Кончанское-Суворовское, Опеченский Посад, Передки). Это 146 памятников археологии (в том числе, неолитического и каменного века), 253 памятника градостроительства и архитектуры, 31 памятник истории, 1 памятник монументального искусства.
Визитной карточкой города Боровичи стал первый в России арочный однопролетный мост через реку Мста, построенный в 1905 году. Указом Президента РФ мост в г. Боровичи включен в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».
Славяне же, утвердившиеся первоначально на оз. Ильмень (II-я пол. I тыс.н.э.) вскоре начали расселяться по берегам реки Мсты - реки, которая впадала в Ильмень у самого Новгорода. Ее многочисленные притоки представляли первые естественные для расселения дороги.
Боровичский погост впервые упоминается в писцовой книге 1945 года. Но всего в километре от него сохранились остатки городищ Бобровское и Сушанское. В окрестностях много славянских сопок и жальников.
Возможно, что несколько селений, стоявших невдалеке друг от друга, постепенно слились в одно крупное и положили начало Боровичам. Корень «бор» указывает, что селение строилось на «боровище» - холмах, поросших соснами.
Здесь останавливались суда, уже Мстинские пороги для устранения повреждений, а так же суда, прибывшие снизу, с Ильменя, чтобы взять опытных лоцманов, которые провели бы их по этим местам.
Во время монголо-татарского ига развитие новгородских земель было заторможено. Но погосты по-прежнему оставались административными центрами, где местное население могло обмениваться продуктами своего труда. Многие из них перерастали в рядки - по тому времени крупные торговые и ремесленные села.
В последней четверти XV века, когда Новгородские земли вошли в состав Московского государства, Боровический рядок быстро рос и развивался.
Весной 1703 года, когда Петр I заложил на Неве новую столицу, растущему городу потребовались провизия и всевозможные строительные материалы. Кратчайший путь, связывающий Волгу и Петербург проходил по Мсте. Но тут существовало значительное препятствие в виде Мстинских порогов. Петр сам не раз проходил по порогам и знал, что проводить суда по ним могут только опытные люди. Поэтому он освободил боровичских лоцманов от всех податей, возложив на них ответственность за сохранность грузов. По приказу Петра I было сооружено Вышневолоцкое водохранилище для подъема уровня воды на порогах.
В Боровическом рядке было построено множество амбаров для хранения грузов в зимнее время, предназначенных Петербургу. Он стал местом притяжения населения со всего края. Отсутствие местного самоуправления в разраставшемся селе тормозило решение многих вопросов. В 1770 году рядок был переименован в город Боровичи. У него появился свой герб в виде щита, разделенного вертикальной чертой: на одной половине- золотое солнце на голубом поле, а на другой- деревянный штурвал на серебряном поле-эмблема искусства боровических лоцманов.
В конце IIX века в городе кипела жизнь - работали три кирпичных завода, мельница, десятки мастерских по обслуживанию судоходства, 700 домов, 16 из которых - каменные. Но создание Мариинского водного пути и открытие в 1851 году железной дороги Петербург - Москва свели на нет значение Вышневолоцкой водной системы. Без работы остались все, кто занимался корабельным делом.
Выручило боровичан природное богатство - огнеупорные глины. В 1855 году был построен первый завод огнеупорного кирпича.
В начале-середине XX века в виду необходимости промышленности огнеупорного кирпича продолжалось развитие боровичских комбинатов. Так же в годы Великой Отечественной войны, не смотря на эвакуацию некоторых цехов, комбинат поставил отраслям оборонной промышленности 411 тыс. тонн кирпича.
В настоящее время Боровичи - второй после Великого Новгорода промышленный центр области. А так же прекрасное место отдыха - как активного, так и познавательного.
С мая по октябрь водники покоряют Мсту на катамаранах, байдарках, плотах. На мстинских порогах ежегодно собираются туристы и любители авторской песни со всей России и ближнего зарубежья - здесь проводится Межрегиональный фестиваль авторской песни «Мстинские созвучия». В эту реку влюбляются сразу и на всю жизнь.
1990 году в список исторических населенных мест Российской Федерации были включены: город Боровичи и села Боровичского района (Волок, Кончанское-Суворовское, Опеченский Посад, Передки). Это 146 памятников археологии (в том числе, неолитического и каменного века), 253 памятника градостроительства и архитектуры, 31 памятник истории, 1 памятник монументального искусства.
Визитной карточкой города Боровичи стал первый в России арочный однопролетный мост через реку Мста, построенный в 1905 году. Указом Президента РФ мост в г. Боровичи включен в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».