Сильные стороны тайпинского восстания состояли, во-первых, в справедливости предъявляемых ими антиманчьжурских заявлений. Нация эта имела тогда привилегированное положение - их судили отдельными судами, они обладали особыми преимуществами в поступлении на государственную службу. Более того, в созданном тайпинами Небесном Государстве великого равноденствия, или Тайпин Тяньго, был запрещён опиум - неслыханная (и очень полезная) сторона для государства, поглощённого опиумной лихорадкой. Казалось бы, одно это значительно тайпинам бороться с ослабевшим от опиума государством.
Однако лидер восстания Хун Сю-цуань и его сподвижники допустили ряд ошибок. В первую очередь, они не закреплялись на завоёванных территориях, что позволило государственной армии легко восстанавливать на них власть. Главная ошибка, впрочем, была в ином.
По сути, тайпинское государство с развитием становилось всё более похоже на уменьшенную модель Китая. Неосознанное взятие китайской модели за образец и стало основной причиной неизбежного поражения тайпинов. Так, появилась бюрократия и даже те же экзамены на чиновников (идея равенства разбивалась об аргумент "люди равны перед Богом, а не на земле"). Сохранился и китаецентризм - "мандат неба" подменялся божественным происхождением Хун Сю-цуаня.
Все подвести под один знаменатель непросто. На ближнем востоке существуют как конфликты религиозного характера (войны между различными течениями в исламе: несколько видов суннитов, шииты, алавиты, езиды и пр. постоянно воюющие между собой), конфликты националистические (курды и турки), и арабо-израильские, персо-израильские конфликты, где все виды арабов и персов от исламистов до националистов (хамас, хизбалла) воюют против Израиля и тут причины все вместе - религиозные, национальные, территориальные, геополитические смешиваются в единный ком и решению этого нет.
В Африке так же есть религиозные конфликты - исламисты, христиане и местные языческие верования приводят к конфликтам, межплеменные конфликты и территориальные, связанные с тем, что англичане, оставив колонии порезали их по линеечке, как и на ближнем востоке - не учитывая местные особенности.
Сильные стороны тайпинского восстания состояли, во-первых, в справедливости предъявляемых ими антиманчьжурских заявлений. Нация эта имела тогда привилегированное положение - их судили отдельными судами, они обладали особыми преимуществами в поступлении на государственную службу. Более того, в созданном тайпинами Небесном Государстве великого равноденствия, или Тайпин Тяньго, был запрещён опиум - неслыханная (и очень полезная) сторона для государства, поглощённого опиумной лихорадкой. Казалось бы, одно это значительно тайпинам бороться с ослабевшим от опиума государством.
Однако лидер восстания Хун Сю-цуань и его сподвижники допустили ряд ошибок. В первую очередь, они не закреплялись на завоёванных территориях, что позволило государственной армии легко восстанавливать на них власть. Главная ошибка, впрочем, была в ином.
По сути, тайпинское государство с развитием становилось всё более похоже на уменьшенную модель Китая. Неосознанное взятие китайской модели за образец и стало основной причиной неизбежного поражения тайпинов. Так, появилась бюрократия и даже те же экзамены на чиновников (идея равенства разбивалась об аргумент "люди равны перед Богом, а не на земле"). Сохранился и китаецентризм - "мандат неба" подменялся божественным происхождением Хун Сю-цуаня.
Все подвести под один знаменатель непросто. На ближнем востоке существуют как конфликты религиозного характера (войны между различными течениями в исламе: несколько видов суннитов, шииты, алавиты, езиды и пр. постоянно воюющие между собой), конфликты националистические (курды и турки), и арабо-израильские, персо-израильские конфликты, где все виды арабов и персов от исламистов до националистов (хамас, хизбалла) воюют против Израиля и тут причины все вместе - религиозные, национальные, территориальные, геополитические смешиваются в единный ком и решению этого нет.
В Африке так же есть религиозные конфликты - исламисты, христиане и местные языческие верования приводят к конфликтам, межплеменные конфликты и территориальные, связанные с тем, что англичане, оставив колонии порезали их по линеечке, как и на ближнем востоке - не учитывая местные особенности.
Объяснение: