Новый для России вид искусства — скульптурный портрет — тоже появился во второй половине XVIII в. Э. Фальконё создал в России только один памятник — статую Петра I («Медный всадник»), но она сделалась символом Санкт-Петербурга. Ф. И. Шубин оставил нам галерею портретов его современников: М. В. Ломоносова, П. А. Румяцева, Павла I, Г. А. Потёмкина. В замечательном памятнике К. Минину и Д. Пожарскому, установленном на Красной площади в Москве, раскрылось дарование И. П. Мартоса. В те же годы расцветает искусство русского портрета. В этом жанре, с точки зрения Академии художеств «низком», подлинные шедевры создали А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г Левицкий, В. Л. Боровиковский. В работах этих мастеров продемонстрированы и чувство формы и объекта, и умение уловить суть, душу объекта портретиста, и умение строить пространство.
В те же годы расцветает искусство русского портрета. В этом жанре, с точки зрения Академии художеств «низком», подлинные шедевры создали А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г Левицкий, В. Л. Боровиковский. В работах этих мастеров продемонстрированы и чувство формы и объекта, и умение уловить суть, душу объекта портретиста, и умение строить пространство.