Основные территориальные приобретения второй половины xix в . россия сделала на северном кавказе, в средней азии и на дальнем востоке. замирение северного кавказа стало главным результатом длившейся почти полвека кавказской войны (1817—1864). пленение имама шамиля в 1859 г. и отказ адыгейских племен от сопротивления были ее последними актами. продвижение в среднюю азию стало возможным после присоединения к россии всего казахстана (50-е гг. xix в отсюда было развернуто военное давление на кокандское, бухарское и хивинское ханства. к середине 70-х гг. во вновь созданное туркестанское генерал-губернаторство с центром в ташкенте вошли территории коканд-ского ханства. хивинский хан уступил россии земли по правому берегу амударьи и, как и бухарский эмир, признал протекторат россии. в начале 80-х гг. завершилось подчинение туркменских племен, вошедших в состав закаспийской области. к 90-м гг. удалось договориться с , обеспокоенной успехами россии, о четком разграничении сфер влияния и территорий в средней азии. в частности, за россией оставался памир, а хива и бухара находились от нее в зависимости. на дальнем востоке россия получила от китая амурскую область (договор 1858 г. ) и уссурийский край (договор 1860 г.) . было заключено два договора с японией — в 1855 и 1875 гг. согласно договору 1875 г. россия получала остров сахалин, а япония — острова курильской гряды. освоение дальнего востока россией происходило довольно медленно. и стратегические выгоды от обладания огромным краем, имевшим непосредственный выход к тихому океану, власти начали осознавать лишь к концу 80-х — 90-м гг. строительство транссибирской железнодорожной магистрали свидетельствовало о намерениях россии укрепиться на дальнем востоке всерьез и навсегда. российская империя в xix в . была многонациональной и многоконфессиональной державой. ее и этнической основой являлся народ. россия была православной монархией, в которой православная церковь занимала ведущие позиции. показательно, что в документе, удостоверяющем личность человека, указывалась не его национальность, а вероисповедание. крупнейшими наряду с этносами были во второй половине xix в . украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др. ; россияне исповедовали православие, ислам, католицизм, протестантизм, буддизм, иудаизм. успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и целостности страны. дать ее характеристику чрезвычайно сложно, приходится говорить, что она не была целостной и имела существенные особенности по регионам. кроме того, относительно либеральная национальная политика александра ii существенно отличалась от национальной политики александра iii, взявшего курс на русификацию. максимальной автономией в развитии национальной культуры, языка, обычаев пользовалась финляндия; в средней азии на языке велось лишь официальное делопроизводство, во всем остальном местное население придерживалось национальных традиций, обрядов, верований, языка. либеральной в целом была национальная политика в . гибкая политика проводилась в отношении народов поволжья, закавказья, алтая, якутии и др. : приобщая их к культуре, центральная власть вместе с тем вносила существенную лепту в формирование национальной интеллигенции, развитие письменности и языка, создание системы образования. на украине и в белоруссии национальная политика имела более жесткий характер. принимались распоряжения, запрещавшие печатать на украинском и языках учебную , гонениям подвергались представители национальной интеллигенции, нередко обвинявшейся в сепаратизме и национальном эгоизме. похожей была ситуация в польше, где русификация признавалась одной из целей национальной политики.
После нашествия монголо-татар такие сильные княжества, как Черниговское, Галицко-Волынское, Смоленское, теряют независимость и входят в состав Литвы и Польши. Другими словами, перестает существовать политическая структура, для которой характерны самостоятельные княжества-земли. Вместе с ней исчезает и древнерусская народность.
В Северо-Восточной и Северо-Западной Руси складывается русская народность; на тех землях, которые вошли в состав Литвы и Польши, — украинская и белорусская; т.е. нашествие монголо-татар распаду ранне-средневековой этнической общности.
Одни исследователи утверждают, что иноземное вторжение дало толчок к созданию единого русского (Московского) государства, но в то же время оно задерживало культурное развитие Руси. Другая группа исследователей оценивает влияние вторжения монголо-татар на жизнь древнерусского общества как незначительное. Третьи придерживаются промежуточной позиции и расценивают образование единого государства — не благодаря, а вопреки Орде.
Значительное влияние нашествие оказало на экономику.
Во-первых, ордынские походы разоряли земли, наиболее сильный ущерб понесли города — из 74 были разорены 49. В упадок пришло ремесленное производство.
Во-вторых, завоевание привело к материальным потерям в виде ордынского «выхода» и других поборов.
Орда оказала влияние на политическую жизнь Руси. Она сеяла раздор между русскими землями, что вело к их ослаблению. Для этого даже формировались новые княжества, делились территории страны. После вторжения иноземцев Киев потерял статус столицы Руси. В плачевном состоянии оказались Черниговская и Смоленские земли, которые ранее играли видную роль. В итоге в XIV—XV вв. западные и южные русские княжества вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши.
Происходили и структурные изменения. До нашествия монголо-татар феодальные отношения развивались от преобладания государственных форм к усилению вотчинных. После вторжения этот процесс замедляется. В XIV—XV вв. в Северо-Восточной Руси все еще продолжалось феодальное дробление. Но во второй половине XIV в. начинается объединение ее территорий около Москвы. В первое время после нашествия монголо-татар летописцы перестали интересоваться делами соседних княжеств, но после объединения их вокруг Москвы начали появляться своды, в которых описывалась история всей Руси с древних времен.
Из произведений XIII—XV вв. наиболее яркими являются «Повесть о гибели в Орде князя Михаила Тверского», «Житие Александра Невского», жизнеописание Сергия Радонежского и др. Среди русских художников того времени наиболее известны Феофан Грек, который расписал храмы Великого Новгорода, Москвы, Нижнего Новгорода; Андрей Рублев; Дионисий. Символом образования нового российского государства стало сооружение Московского Кремля. Его строительством занимались итальянские мастера. Были воздвигнуты новые мощные стены, Успенский собор, Грановитая палата, Архангельский, Благовещенский соборы и др
После нашествия монголо-татар такие сильные княжества, как Черниговское, Галицко-Волынское, Смоленское, теряют независимость и входят в состав Литвы и Польши. Другими словами, перестает существовать политическая структура, для которой характерны самостоятельные княжества-земли. Вместе с ней исчезает и древнерусская народность.
В Северо-Восточной и Северо-Западной Руси складывается русская народность; на тех землях, которые вошли в состав Литвы и Польши, — украинская и белорусская; т.е. нашествие монголо-татар распаду ранне-средневековой этнической общности.
Одни исследователи утверждают, что иноземное вторжение дало толчок к созданию единого русского (Московского) государства, но в то же время оно задерживало культурное развитие Руси. Другая группа исследователей оценивает влияние вторжения монголо-татар на жизнь древнерусского общества как незначительное. Третьи придерживаются промежуточной позиции и расценивают образование единого государства — не благодаря, а вопреки Орде.
Значительное влияние нашествие оказало на экономику.
Во-первых, ордынские походы разоряли земли, наиболее сильный ущерб понесли города — из 74 были разорены 49. В упадок пришло ремесленное производство.
Во-вторых, завоевание привело к материальным потерям в виде ордынского «выхода» и других поборов.
Орда оказала влияние на политическую жизнь Руси. Она сеяла раздор между русскими землями, что вело к их ослаблению. Для этого даже формировались новые княжества, делились территории страны. После вторжения иноземцев Киев потерял статус столицы Руси. В плачевном состоянии оказались Черниговская и Смоленские земли, которые ранее играли видную роль. В итоге в XIV—XV вв. западные и южные русские княжества вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши.
Происходили и структурные изменения. До нашествия монголо-татар феодальные отношения развивались от преобладания государственных форм к усилению вотчинных. После вторжения этот процесс замедляется. В XIV—XV вв. в Северо-Восточной Руси все еще продолжалось феодальное дробление. Но во второй половине XIV в. начинается объединение ее территорий около Москвы. В первое время после нашествия монголо-татар летописцы перестали интересоваться делами соседних княжеств, но после объединения их вокруг Москвы начали появляться своды, в которых описывалась история всей Руси с древних времен.
Из произведений XIII—XV вв. наиболее яркими являются «Повесть о гибели в Орде князя Михаила Тверского», «Житие Александра Невского», жизнеописание Сергия Радонежского и др. Среди русских художников того времени наиболее известны Феофан Грек, который расписал храмы Великого Новгорода, Москвы, Нижнего Новгорода; Андрей Рублев; Дионисий. Символом образования нового российского государства стало сооружение Московского Кремля. Его строительством занимались итальянские мастера. Были воздвигнуты новые мощные стены, Успенский собор, Грановитая палата, Архангельский, Благовещенский соборы и др